Статья ученого ИПО КФУ вышла в научном журнале первого квартиля

Ученые изучали влияние изменяющейся государственной политики в области подготовки учителя в России и Англии за последние 40 лет.

 

В одном из последних выпусков научного журнала первого квартиля (Q1) «European Journal of Teacher Education» была опубликована статья «A tale of two countries – forty years on: politics and teacher education in Russia and England » — «Политика и педагогическое образование в России и Англии за 40 лет».

Это результаты совместного исследования ученых Казанского и Оксфордского университетов. В авторский коллектив данной публикации вошли директор Института психологии и образования профессор Айдар Калимуллин, заместитель директора по международной деятельности ИПО профессор Роза Валеева и профессор университета Оксфорда Иэн Ментер.

Профессор университета Оксфорда Иэн Ментер является одним из научных «наставников» компаративного исследования постановки педагогического образования (модели, политики, методы и результаты исследований) в странах мира (Великобритания, Россия, США, Ирландия, Австралия, Израиль, Япония, Южная Корея). Он один из ведущих специалистов в области педагогического образования в Европе. В течение долгого времени он был Президентом британской ассоциации исследований в области педобразования, — пояснила Роза Алексеевна.

Вклад Ментера в ход исследований невозможно недооценивать: опыт его многолетних исследований  по проблематике развития и модернизации педагогического образования в разных  странах мира, безусловно, очень ценен для формирования наиболее адекватной модели подготовки высококачественных педагогов в России.

Научные интересы Иэна Ментера связаны с поиском закономерностей и связей теории и практики в педагогическом образовании, и тем, как развивается и изменяется  это направление в разных странах. Исследования  по данной проблематике он проводил в таких странах, как Северная Америка, Чили, Австралия, Китай, Великобритания, а теперь и в России.

Статья построена на основе анализа двух стран – Англии и России.

Мы выбрали Англию, потому что из четырех имеющихся в Британии частей (Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии) именно здесь последние 40 лет в истории педобразования, которые рассматриваются в работе, оказались по происходящим событиям, по смене политики, принятию решений, относительно педагогического образования оказались схожими с Россией.

Профессор КФУ напомнила о политических решениях, происходивших в России и нашедших отражение в педагогике, начиная с 80-х годов прошлого века. Это и изменение количества педагогических институтов (так, например в 1974 году 63 университета обучали 5-10% российских учителей, а остальные 90-95% готовились в пединститутах, зато сегодня осталось всего 48 пединститутов).

Если раньше предпочтение отдавалось профильным вузам, то сейчас в связи с укрупнением университетов и присоединением к ним педагогических вузов, количество их резко сокращается.

Среди политических решений, влияющих на педагогику, профессор отметила и принятую в 1988 году программу «Учитель в Советском Союзе», согласно которой были определены ведущие задачи, среди которых единство репродуктивных и продуктивных функций педагогических кадров, создание системы непрерывного образования.

В конце 80-х годов начинают проводиться  исследования, связанные с созданием целостной модели личности учителя, делается упор на психологическую диагностику поступающих в пединституты абитуриентов, насколько они отвечают требованиям. Подобные исследования проводились и на кафедре психологии Казанского педагогического института. Шел отбор будущих учителей с учетом их склонности к учительской профессии и особенностей.

Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» содействовал изменениям, произошедшим в области образования. Но тяжелые 90-ые годы негативно отразились на реформе, затеянной в 88-м году: задержка зарплаты, приостановление финансирования вузов. Решающим стал самый первый Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина от 11 июля 1991 г. N 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», в котором предусматривались действительно, как многим казалось, меры, способные вывести образование, в том числе педагогическое, из тупика, в котором оно оказалось к концу 1980-х годов.

90-е годы стали для российской системы образования по-настоящему переломными, ибо процессы реформирования политической, экономической и социальной жизни российского общества закономерно и настоятельно потребовали перестройки образовательной сферы не только в идеологическом аспекте, но и в плане содержательном и методическом, что называется «на всех уровнях»

В статье выделяется три периода развития педагогического образования в постсоветской России. 1991-1998 годы, когда решались локальные проблемы пединститутов, педколледжей, педуниверситетов, которые пыьались самостоятельно адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Второй этап: 1999- 2002 годы – время, когда начинают подниматься вопросы развития системы педагогического образования в целом, которые нашли отражение в Программе развития непрерывного педагогического образования  на период с 2001 по 2010 годы. Третий этап: 2003-2004 годы  — время, когда была разработана и начинает внедряться Программа модернизации педагогического образования. И, наконец, принятие в 2013 году  профессионального стандарта педагога, и в  2014 году Концепции поддержки развития педагогического образования стало особым толчком для того, чтобы в России началась модернизация педобразования.

—  В связи с тем, что многие пединституты были по сути закрыты или присоединены к университетам, встал вопрос о том, каким образом в России должна проходить подготовка учителя. Традиционно университеты давали хорошую фундаментальную подготовку и довольно слабую практическую подготовку учителя, а в пединститутах наоборот была сильно развита практикоориентированность. В короткие сроки нужно было найти золотую середину, которая позволила бы использовать достоинства пединститутов при подготовке учителя, и соединила их с достоинствами материальной базы и возможностями классических университетов. Что собственно и получилось в Казанском федеральном университете.

Это выразилось, прежде всего, в создании в КФУ уникальной структуры педагогического образования, основанной на сочетании преимуществ специализированных (педагогических) и классических университетов, включающих в себя несколько вариативных траекторий вхождения в профессию (традиционную, распределенную и интегрированную) и возможность освоения всех ее уровней.

Сравнивая политическое развитие двух стран и их влияние на развитие педагогического образования, ученые пришли к выводу, что в течение последних 40 лет политическая ситуация в России подвергалась изменениям. Но и в Великобритании заметно влияние политики, перестановок правящих партий, ведущих к изменениям в педобразовании.

Иэн Ментер в статье делает вывод, что на протяжении 40 лет постепенно устанавливается частичная независимость субъектов Великобритании.  Благодаря чему система образования Шотландии и система образования Уэльса или Англии сегодня отличаются глобально: по типам учреждений, по законодательным документам.

В обеих странах большое влияние оказала экономическая и политическая глобализация. Например, тенденция стремления России в сторону Запада нашла отражение во вхождении России в Болонский процесс.

— Наиболее яркие черты общности заключаются в том, что отмечается движение по направлению к созданию определенных стандартов педагогического образования. И то, и другое отмечается как в России, так и  в Англии.

По мнению профессора Ментера, одной из основных особенностей  педагогического образования в России является большое внимание к психологии. Это видно и на примере опыта Института психологии и образования КФУ. При подготовке российских преподавателей собственно педагогика и психология интегрированы, и обучение идёт сразу по двум направлениям, что, на его взгляд, более эффективно. Ещё одной отличительной чертой педагогического образования в России является его долгая история, особенно по сравнению с опытом Великобритании.

Резюмируя, Роза Валеева отмечает, что отношения между политикой и педагогическим образованием становятся все более тесными в течение последних десятилетий по всему миру.

—  Опираясь на проект по реформе педагогического образования в России и изменениях в Англии за последние сорок лет, мы исследуем, как эволюция изменений политики в обоих странах повлияла на политику в области преподавания и педагогического образования.

В планах международной группы ученых — исследование по изучению вопроса о том, как учителя учатся эффективно обучаться в разных странах в контексте эволюции политики в области образования и исследования эффективных подходов к первоначальному обучению учителей с обращением особого внимания контексту и объединению исторических, теоретических и эмпирических работ. Предварительные данные показывают, что подходы к педагогическому образованию зависят от множества исследовательских традиций, которые не всегда согласованы и иногда противоречат национальной политике с различными результатами для интеллектуального потенциала и будущей работой учителей. На основе результатов исследования готовится к публикации монография, которая будет опубликована в известном британском издательстве Bloomsbury Publishing PLC.