Статья молодых ученых Института психологии и образования КФУ опубликована в научном журнале первого квартиля

Методика оценки школьной травли показала, что в России учителя оценивают уровень травли значительно ниже, чем ученики.

В статье «Teachers see nothing’: exploring students’ andteachers’ perspectives on school bullying with anew arts-based methodology», опубликованной в научном журнале первого квартиля (Q1), представлены результаты трехлетних исследований коллектива соавторов, в который вошли  научный сотрудник научно-образовательного центра педагогических исследований ИПО КФУ, ныне сотрудник  факультета педагогического образования Университета Ювяскюля (Финляндия) Дарья Ханолайнен, научный сотрудник Института психологии и образования Елена Семенова и директор образовательных программ частной швейцарской школы, доктор Пол Магнусон.

Работа по проекту велась с осени 2017 года. В 2018 году исследование проходило в трех казанских школах, в декабре 2018 года авторский исследовательский метод (графические виньетки) был использован для ранней диагностики буллинга в частных школах в Швейцарии и России. Результаты первого пилотного исследования были опубликованы в апреле 2020 года (после кропотливой работы над текстом статьи) в международном научном журнале, входящем в базу данных Scopus (журнал Q2 в области Education и Q1 в области Cultural Studies).

Школьная травля, или буллинг, это и психологический, и социологический феномен, который встречается среди людей, которые живут, работают и учатся вместе. По словам Елены Семеновой, буллинг  является  глобальной проблемой.

— По данным ВОЗ,  каждый год несколько миллионов детей в возрасте до десяти лет  становятся жертвами школьной травли.

Несмотря на то, что подростковый буллинг является извечной проблемой, существуют значительные пробелы в исследовании данного явления.

— Буллинг не проходит бесследно ни для одного из его участников и может буквально сломить детей. Поэтому так важно проводить раннюю диагностику буллинга в школах.

Молодые ученые КФУ разработали и опробовали новый метод графических виньеток, которые представляют собой набор неполных, проблемных комиксов, которые предоставляются участникам для творческого завершения и впоследствии используются при проведении индивидуальных интервью с детьми.

— Виньетки нарисованы Дарьей Ханолайнен. Каждая виньетка имеет недостающие части истории и открыта для интерпретации, что участникам возможность творчески описать развитие сюжета (от безобидных недоразумений и мелких аварий до глубокой враждебности и насилия). Творческое самовыражение помогает людям  рассказать, что на самом деле с ними произошло,  прежде чем они смогут сознательно принять реальность своего опыта.

— На основе графических виньеток нами были проведены два пилотных исследования. Результаты исследований, проведенных в частных школах, сейчас анализируются и готовятся к публикации.

Результаты исследования, проведенного в России,  уже были представлены на Международном форуме по проблемам буллинга  World Anti-Bullying Forum в 2019 году в Дублине, а теперь вошли в опубликованную статью.

В исследовании приняли участие 14 учителей и 39 школьников трех казанских школ. Результаты исследования показали, что существует значительная разница в том, как травля среди подростков воспринимается учителями и учениками.

— Многие учителя считают, что агрессия со стороны сверстников является естественной частью взросления и что ее часто провоцируют сами жертвы. Наличие такого мышления приводит к нормализации издевательств в школьных сообществах, что в конечном итоге затрудняет обнаружение и противодействие хулиганскому поведению: когда люди не считают издевательства серьезной проблемой, они с меньшей вероятностью заметят и предпримут меры против него.

Эта точка зрения среди учителей затрагивает как одноклассников-свидетелей, так и жертв, которые также считают, что издевательства неизбежны. Кроме того, жертвы не ожидают сочувствия или помощи, а когда жертвы не просят помощи,  учителя не предпринимают никаких действий и другие ученики (свидетели) воспринимают ситуацию как норму.

Согласно исследованию, и  школьники, и учителя считают, что жертвы не должны сообщать о случаях травли.

— Все это создает систему самосохраняющихся издевательств – систему, в которой нет поддержки жертв, и нет наказания виновных.

Ученые резюмировали, что если некоторые люди (студенты или преподаватели) не видят случаев травли, это не значит, что их не существуют.

— Дети в российских школах оценивают проявление агрессии и травли в школе (по 10-балльной шкале) на 7-8 баллов, а российские учителя всего лишь на 3-4 балла.

Исследование способствует пониманию буллинга не только как группового феномена, но и как социального явления – характер школьной травли, наряду с отношением людей к ней, более широко отражают общество.

— Наши результаты подтверждают, что исследования по таким деликатным темам каким является буллинг,  могут выиграть от более широкого использования метода графических виньеток. Использование творчески сконструированных подсказок в ходе интервью индивидуализировало их и помогло участникам почувствовать контроль, что в конечном итоге позволило получить более полные данные.