Совместное исследование ученых МГУ, КФУ и РАО позволило сделать вывод об ухудшении психического состояния студентов после пандемии

Социальная изоляция и ограниченное взаимодействие с другими людьми во время пандемии COVID-19 отрицательно сказались на психическом и физическом здоровье российских студентов. Учеными был установлен более высокий рост уровня депрессии, беспокойства и стресса у студентов мужского пола по сравнению с изменениями тех же показателей у женщин во время пандемии. Таковы результаты исследования, проведенного совместно учеными Московского государственного университета, Психологического института Российской академии образования и Казанского федерального университета.

В 2020 году пандемия COVID-19 спровоцировала разнообразные исследования, в фокусе которых оказался и сам вирус, и влияние пандемии на психическое здоровье. В результате были выявлены разнообразные психиатрические нарушения и психологические реакции: стресс, тревога, депрессия, гнев и страх.

О том, какое непосредственное влияние на психику и здоровье студентов вузов оказала пандемия COVID-19, говорится в статье The Spread of COVID-19 in Russia: Immediate Impact on Mental Health of University Students / «Распространение COVID-19 в России: непосредственное влияние на психику и здоровье студентов вузов», опубликованной в научном журнале Psychological Studies (Springer). В коллектив авторов, наряду с известными российскими учеными Людмилой Шайгеровой, Ольгой  Алмазовой, Романом Шилко, Ольгой Ваханцевой, Александрой Долгих, Александром Вераксой, вошел и профессор КФУ Айдар Калимуллин. Возглавил исследовательский коллектив крупнейший российский психолог, академик РАО, декан факультета психологии Московского государственного университета Юрий Зинченко.

— Распространение COVID-19 способствовало повышению уровня стресса и беспокойства и негативно сказалось на психическом здоровье людей во всем мире. Участие Казанского университета в подобных проектах под эгидой авторитетных в мире университетов и научных  организаций  позволяет внести своевременные коррективы в организацию учебного процесса в нашем вузе, — пояснил соавтор статьи, директор Института психологии и образования, профессор Айдар Калимуллин.

На фоне распространения COVID-19  в период с 9 по 20 апреля 2020 года было проведено масштабное исследование психического здоровья студентов вузов из разных регионов России. В опросе приняли участие более трех тысяч человек.

Исследование психологического благополучия и эмоционального состояния студентов вузов на фоне распространения COVID-19 было реализовано в рамках масштабного проекта, инициированного факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Студенты несколько вузов из восьми федеральных округов России приняли участие в онлайн-исследовании. Общее количество респондентов составило более 3000 студентов и аспирантов, большинство из которых — женщины. Средний возраст респондентов — 21 год. Участники набирались через социальные сети (Facebook, ВКонтакте), личные рассылки по электронной почте.

Ученые сравнивали  результаты исследований, проведенные учеными ранее в течение масштабного исследовательского проекта по изучению психического здоровья студентов в период  2018–2019 годов и в период с 5 по 23 марта 2020 года.

Основное внимание в новом исследовании российских ученых уделялось выявлению уровня стресса у студентов российских вузов в течение трех разных периодов: задолго до начала пандемии (период 1); в первые дни распространения COVID-19 в России, но до введения мер сдерживания (период 2); во время принятия жестких мер по сдерживанию первой волны пандемии (период 3). Исследователям было интересно узнать, насколько усилилось беспокойство, какие факторы способствовали повышению (или снижению) уровня их тревожности.

В целом, имеющиеся в настоящее время данные позволили исследователям сделать осторожный вывод о том, что в первый период различий в уровне психологического благополучия не было выявлено. Зато второй и третий период характеризовались самыми высокими показателями депрессии, тревоги и стресса.

— Пандемия COVID-19 изменила обычный распорядок жизни студентов университетов, посягнув на него на разных уровнях. Распространение вируса в России началось в середине весеннего семестра, нарушив привычный распорядок учебного года. Со второй половины марта онлайн-формат обучения стал новой реальностью студентов российских вузов. Это изменение затронуло более 700 организаций и четырех миллионов студентов, — напомнил соавтор статьи.

Кроме дистанционного формата обучения произошли и другие изменения в привычной жизни. Изменения включали распространение социальных проблем, связанных  с возвращением значительного количества студентов из других городов к родителям, режим самоизоляции в общежитиях, потерю работы и источников доходов для студентов, увеличение неравенства благосостояния, отражающееся в доступности цифровых средств обучения,  прекращение внеклассных занятий и внеучебное взаимодействие с учителями и другими студентами — все эти пережитые изменения не могли не сказаться на психологическом состоянии студентов в трудных учебных и социально-психологических обстоятельствах, особенно в отсутствие или недостаточности дистанционной психологической помощи в вузах.

— В данном исследовании значительно лучшие показатели психического здоровья студентов  показаны в период до COVID-19.  Ухудшение произошло в период объявления пандемии  и при продолжающемся ухудшении эпидемиологической ситуации, как в России, так и в мире. А через несколько недель, когда сдерживающие меры уже приняты, стресс и тревога исчезли. Полученные данные свидетельствуют о том, что российские студенты смогли быстро адаптироваться к изменениям и уровень неопределенности в ситуации уменьшился.

При этом результаты исследования показывают, что в ситуации, когда была высока неопределенность, вызванная пандемией, шло значительное ухудшение психического здоровья студентов мужского пола. Таким образом, можно предположить, что пандемия, сдерживание, ограничения и изменения в образе жизни оказывали сильнее  воздействие на мужчин, чем на женщин.

— Ни у кого нет сомнений, что беспрецедентный урон, нанесенный пандемией  COVID-19 психическому здоровью студентов, срочно требует дополнительных обследований.

В сегодняшней ситуации будет весьма актуальным и возможным использовать доступные данные по показателям психического здоровья студентов, полученные в результате исследования национального масштаба незадолго до начала пандемии, а также результаты, полученные в первые дни после выявления случаев заражения в России.

Коллектив авторов считает важным публиковать результаты, которые показывают значительные колебания психических показателей здоровья и гендерные различия. Результаты этого исследования могут быть использованы при организации и оптимизации психологических услуг для таких уязвимых категорий как студенты в массовых чрезвычайных ситуациях, таких как пандемия COVID-19, а также  в личных жизненных  кризисах.

Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.