Среди более чем 2000 ученых и специалистов в области цифровых технологий из разных стран мира, принимавших участие в онлайн-форуме по цифровой трансформации — The Digital Transformation Forum, организованном компанией Times Higher Education в партнерстве с Казанским университетом, были и молодые ученые Института психологии и образования.
Форум стал площадкой обсуждения актуального вопросов, среди которых и влияние ситуации с Covid-19 на ускорение процесса цифровизации и стимулирование стратегических инноваций, навыки, необходимые преподавателям для проведения высококачественных онлайн-курсов, каким образом цифровые технологии позволяют научным исследователям адаптировать свои методы и модели сотрудничества, а также повышать результативность.
Сотрудники и студенты всех институтов и факультета Казанского университета присоединились к трансляции.
В работе секции «Педагогическое образование в эпоху ускоренных цифровых технологий» приняли участие сотрудники Института психологии и образования Ксения Завьялова и Альмира Гарифуллина.
Участники секции отметили, что во время пандемии Covid-19 онлайн-обучение сделало шаг вперед. Оцифровка занятий и уроков была первой ступенькой, на очереди – сделать материалы онлайн-занятий интересными и персонализированными.
Научный сотрудник ИПО КФУ Ксения Завьялова, выступившая модератором секции, отметила, что «образование часто критикуют за медленную адаптацию ко всему новому, но за последние несколько месяцев выяснилось, что адаптация прошла быстро и успешно».
— Общество извлекло урок из ситуации с пандемией: нужно признать важную роль учителей в создании будущего образования, — сказала молодой ученый
Старший преподаватель ИПО КФУ Альмира Гарифуллина, уверена, что «учителям необходимо общаться в разных средах, поскольку мир быстро меняется».
— Учителям важно быстро учиться, учитывать новые веяния времени, улавливать новые реалии. Нужны «навыки самовыражения», такие как чувство саморазвития или саморефлексии , — уточнила ученый КФУ.
Доктор Шульц из Саутгемптона сказал, что самым важным навыком, приобретенным во время карантина, стал не технический навык, а «готовность пробовать новое».
— Что касается создания платформ для онлайн-обучения, то среди множества вариантов были выбраны лучшие для работы и устранены многочисленные сбои в системе, — отметил Ян Холлидей, проректор по преподаванию и обучению в Университете Гонконг (HKU).
HKU возобновила личные занятия и смешанное обучение только три недели назад. «Последний год дал нашим преподавателям колоссальный опыт преподавания в разных формах», — отметил профессор Холлидей, выступая на Форуме цифровой трансформации Times Higher Education .
Теперь, когда боевое крещение закончилось, HKU приступает к рассчитанному на год мероприятию по стратегическому планированию реформирования преподавания и обучения, которое будет включать получение отзывов сотрудников и студентов.
«Коллеги теперь больше сосредоточены на преподавании и обучении, чем раньше», — сказал профессор Холлидей. Однако он подчеркнул, что конечные цели университетского образования остаются неизменными, независимо от того, проводится ли обучение лично или онлайн.
«У нас одни и те же стремления и результаты — знание дисциплины, коммуникативные и межкультурные навыки, а также критическое мышление».
Джон Шульц, директор SEds Video & Digital Media Studio в Университете Саутгемптона отметил, что материалы необходимо создавать «с нуля» в виде цифровых проектов, а не просто записывать личные занятия.
Дейл Джонсон, директор по цифровым инновациям в Университетском институте дизайна при Университете штата Аризона, сказал, что следующим шагом онлайн-образования станет достижение «масштабной персонализации».
«Во всех отраслях первый этап развития — имитация старых процессов. Следующая задача — позволить технологиям изменить ваши процессы », — сказал он.
Д. Джонсон, имеющий 25-летний опыт работы в сфере информационных технологий, дал три совета по обучению онлайн.
— Забудьте обо всем, что вы делали лицом к лицу на уроке. Онлайн-занятия не примут такой формат. Важно не записать 50-минутные лекции, а создать цифровой контент в виде ярких и запоминающихся блоков от 6 до 10 минут.
Он также сказал, что учителя должны уметь создавать чувство общности с помощью форумов и соцсетей, чего им не приходилось делать раньше.
Профессор также предложил помнить, что «технологии зависят от учителей. Хорошие учителя могут спасти плохие технологии, но плохие учителя могут разрушить хорошие технологии ».