Проблемы подготовки будущих учителей обсудили на педагогическом форуме

Руководство республики, школьные учителя, педагоги вузов и руководители образовательных структур со всего Татарстана встретились 12 августа в Иннополисе, чтобы  обсудить и проанализировать достигнутые результаты и проблемные моменты в отрасли образования и поставить задачи на новый учебный год.

В рамках форума “Подготовка и профессиональное развитие учителя: тенденции и вызовы современного образования”, состоявшегося 12 августа, прошла работа нескольких секций. Модератором одной из секций, тема которой была заявлена как «Подготовка педагогических кадров в современных условиях» выступил директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин и проректор по внеучебной и социальной работе Московского государственного психолого-педагогического университета  Андрей Милехин.

Практически во всех странах мира странах сталкиваются с проблемой нехватки учителей. Так, в Саксонии в прошлом году на работу в качестве учителей было принято 1100 человек без какого-либо педагогического образования. Проблема настолько глобальна, что муниципальным органам, вузам, готовящим будущих педагогов, проблемы нужно решать сообща, – отметил в своем приветственном слове Айдар Калимуллин.

Айдар Минимансурович напомнил, что в мае 2014 года в соответствии с поручением Президента РФ разработана и утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». Программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленные на апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход на эффективный контракт и повышение престижа профессии педагога.

В  процессе реализации данной программы татарстанские вузы приняли самое активное участие. И, безусловно, большую роль сыграла деятельность КФУ. На первом этапе реализации программы модернизации педобразования из 23 проектов разработчиками трех являлись ученые нашего университета. На втором этапе из 8 проектов мы разрабатываем один проект. То есть 12%  проектных работ по реализации  программы принадлежит  КФУ. Это редкий пример, когда нестоличный вуз взял на себя серьезную роль и достаточно успешно ее исполняет.

Отметил директор Института психологии и образования и  итоги приемной кампания 2017 года: средний балл поступивших на обучение по педагогическое направлению составляет 82,7 балла.

Если десять лет назад перед нами стояла задача любыми путями закрыть бюджетные места в университете. Причем мы наблюдали двойной негативный отбор: не самые лучшие ученики шли в педагогику, не самые блестящие выпускники педвузов приходили в школу. Последние три года ситуация кардинально изменилась. В вузы пошли отличники. В прошлом году средний балл 74, в этом  – за 80.

Проректор по внеучебной и социальной работе МГППУ Андрей Милехин напомнил, что Московский государственный психолого-педагогический университет, являясь оператором программы модернизации педагогического образования по сути определяет идеологию профессии учителя.

–У психологов есть понятие: чем ближе расположен изменяемый  объект к центру вашего интереса, тем менее он замечается. Поэтому для нас важно не превращать педагогику в «мертвую зону», а вывести ее проблемы на первый план.

Разработчикам программы модернизации важно привести содержание педобразования в соответствие со профстандартам, уверен Андрей Викторович.

Кстати, с 2015 года в МГППУ идет разработка национальной системы учительского роста.

Учителю гораздо важнее видеть свою карьеру не в вертикали:  учитель-завуч-методист-директор-начальник роно-министр, а по горизонтали, когда на одном и том же рабочем месте происходит профессиональный рост. 

А.Милехин напомнил, что 25 августа на РИА Новости состоится прямая связь с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой, где в числе многих вопросов будет обсуждать и новая модель оценки квалификации педагогов.

Казалось бы, что может может быть нового при подготовке педагогов? Но каждый раз проблемы встают заново. И мировое научное сообщество, и наша деятельность показывает общие проблемы. Какие новые задачи должны стоять перед современным образованием в условиях его модернизации? Как они связаны с профессиональной модернизацией институты образования в целом и его сообщества? Какой станет судьба педобразования в условиях перемен, происходящих в России? Актуальность этих вопросов отметила заведующая кафедрой педагогики Института психологии и образования КФУ, профессор Роза Валеева.

–  В педагогике мы имеем дело с очень деликатным материалом – с ребенком, меняющимся ежедневно, ежечасно в зависимости от того, как меняется жизнь в обществе, и само общество.  В связи с изменением общества и ребенка должны меняться и меняются требования к учителю. Значит, мы вновь и вновь будем говорить о том, какой учитель нужен сегодня школе.

Роза Алексеевна, опираясь на опыт своих международных коллег, отметила общемировые  тенденции проблем педобразования.

Первое, что объединяет российских коллег с западными факт, что педобразование сегодня рассматривается в качестве панацеи для эффективного развития всего образования. Для того чтобы улучшить всю систему образования, нужно улучшить подготовку учителя: какой учитель придет в школу от этого зависит, каким будет образование.

Вторая тенденция, которую отметила Р.Валеева  – это противоречия, возникающие в процессе реконструкции педобразования.

Вопрос в том, учителя с каким образованием нужно отправлять в школы. Международные тенденции таковы, что в среднюю школу должен прийти учитель не ниже магистерского образования. А в законодательстве РФ это не закреплено. Поэтому мы и наблюдаем, что у нас и бакалавры идут в школы, и магистры.

Еще одна проблема, которую отметила профессор, это  практическая направленность обучения. Спикер отметила, что очень важно организовать практику так, чтобы за годы учебы в вузе студенты прониклись профессией учителя и сделали выбор в школу школы. Либо  сразу с 1-2 курса поняли, что работа в школе – не его призвание.

Остановилась Роза Алексеевна и о направлениях обновления подготовки учителя в КФУ. Важных фактором является идущая в университете разработка собственного унифицированного образовательного стандарта по педагогическому образованию, организация выпускных квалификационных исследований по психолого-педагогическим дисциплинам, интеграция теоретического обучения по психолого-педагогическим дисциплинам в содержание программ практик. Все это, по мнению спикера, должно привести к повышение роли и значимости учителей.

«Наш колледж – стартовая площадка для профессионалов», – с гордостью заявила  заслуженный учитель РТ, директор Казанского педагогического колледжа Анфиса Залялова.

Основная концепция деятельности нашего учебного заведения формулируется так: колледж XXI века – стартовая площадка для педагогов профессионалов. Поэтому мы работаем над созданием новой системы подготовки учителей дошкольного образования и начальных классов. И сегодня педколледж является инновационной площадкой регионального и федерального уровня.

К тому же Казанский педагогический колледж тесно сотрудничает с КФУ: с 2014 года высококвалифицированные преподаватели вуза ведут многие дисциплины и модули. Также выпускники колледжа имеют право получить высшее образование в КФУ по сокращенной программе заочно. Обучение проходит в Институте психологии и образования по профилям «Дошкольное образование» и «Педагогическое образование». Для поступления выпускникам нужно пройти только вступительное тестирование. Со второго курса студенты проходят практику в базовых образовательных учреждениях Казани и республики.

Благодаря всем этим факторам в колледже предложено модельное решение проблемы независимой оценки квалификации будущего педагога, соответствующее международным стандартам качества квалификации, в котором принимают участие внешние эксперты и работодатели.

Центр WorldSkills Russia, в которых входят федеральные эксперты из 83  регионов РФ, оценивают наших студентов во время так называемого демонстрационного экзамена. По результатам которого выдается WorldSkills – паспорт. Благодаря этому экзамену, который, кстати, сдается по желанию,  можно проверить,  на какой процент в соответствии с максимальным процентом у наших выпускников сформированы профессиональные компетенции. То есть работодатель видит мотивированность будущего сотрудника и его вовлеченность в педагогический процесс.

Руководители образовательных структур Альметьевского и Дрожжановского районов, директор гимназии №90 отметили снижение количества молодых учителей и напомнили о проблемах социальной и профессиональной адаптации.

Отвечая на вопрос заказчиков педагогических вузов, каким образом молодого специалиста сегодня можно удержать в системе образования, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов сказал, что в данном вопросе нужен комплексный подход: и материальная сторона, и духовная сторона, и любовь к самой профессии.

Что для меня гарантия качественного образования? Это начальники отдела образования муниципальных районов, директорский корпус, сильные методические службы, но обязательно это учительские кадры. Да, сегодня многое делается для укрепления материально-технической базы, но главным все равно остается учитель, – подчеркнул министр.

Резюмировал итоги Форума Президент Татарстана Рустам Минниханов. По его словам, основная задача руководства республики – сделать профессию учителя престижной.