Два года назад на совещании руководителей региональных научных центров РАО, прошедшего 24 октября в Москве, представителю Казанского федерального университета было вручено свидетельство о создании на базе КФУ Приволжского научного регионального центра Российской академии образования.
За два прошедших года региональный научный центр РАО проделал огромную работу. Об основных научных направлениях и результатах деятельности рассказал доктор исторических наук, профессор, директор Института психологии и образования Казанского федерального университета Айдар Калимуллин.
– Региональный научный центр Российской академии образования в Приволжском федеральном округе функционирует на базе Казанского федерального университета третий год. Его создание стало закономерным результатом работы ученых Института психологии и образования КФУ и РАО в рамках совместной исследовательской лаборатории по проблеме «Организационно-содержательное и технологическое обновление образовательного процесса в современном российском вузе», созданной в 2014 году в связи с возросшим интересом научно-педагогической общественности к модернизационным процессам в КФУ.
– Благодаря грамотно выстроенной работе руководителя центра, доктора экономических наук, профессора, ректора КФУ Ильшата Гафурова, которого в феврале этого года на общем собрании Российской академии образования избрали академиком РАО, сегодня центр координирует подготовку педагогических кадров и модернизацию систем образования не только в Приволжском федеральном округе, но и в остальных восьми центрах РАО – это признание и высокая оценка работы Института психологии и образования, в структуре которого функционирует Региональный научный центр Российской академии образования.
В настоящее время оформилась структура Центра. Для сопровождения работы НРЦ РАО создан сайт, на котором представлены нормативные документы Центра, новостная информация, сведения о структуре и содержании деятельности НРЦ РАО, ссылки на партнерские организации.
Взаимодействие НРЦ с РАО направлено на научную поддержку процессов саморазвития и самоорганизации образовательных организаций – участников сетевого взаимодействия.
В условиях научно-образовательной сети в основу этих процессов был положен функциональный и системно-деятельностный подходы, обеспечивающие рациональное распределение задач между участниками взаимодействия.
Айдар Калимуллин уточнил, что миссия научного центра РАО в Приволжском регионе многопланова: это и исследование моделей подготовки учителей в условиях университетского комплекса, и апробация технологий и механизмов подготовки учителей в условиях трансформации и цифровизации образования, а также разработка психолого-педагогических и методических основ реализации педагогического образования.
Чтобы решать задачи повышения профессиональной компетентности будущего педагога в инновационной деятельности, а также развивать профессионально важных качеств и свойств личности учителя Центр проводит активную работу.
Соруководитель центра напомнил основные мероприятия, прошедшие в этом году.
Начался год с межрегионального научно-образовательного, творческого фестиваля театральной педагогики, организованного и проведенного кафедрой методологии обучения и воспитания ИПО КФУ, научно-образовательным центром татарской национальной педагогики КФУ.
В целом, созданные учеными КФУ научно-образовательные, творческие лаборатории театральной педагогики – это творческий союз профессиональных, любительских, детских театров. Сегодня в базовых образовательных организациях КФУ, школах-партнерах, экспериментальных площадках ИПО КФУ функционируют 186 таких лабораторий. В них вместе с родителями прикасаются к театральному искусству дети разных возрастов.
Приоритетным направлением исследований Приволжского научно-образовательного центра РАО являются стратегические ориентиры развития отечественного образования и методология их реализации.
Отличительной особенностью исследований НОЦ РАО является «практическая методология педагогического исследования».
Вот и во время работы многочисленных научно-практических конференций, прошедших в этом году в КФУ, в том числе и VIII Республиканской научно-исследовательской конференции имени Бориса Бутоме ученые старались разработать концепцию, программу, технологию выявления и поддержки одаренных детей.
– Сталкиваясь с проблемами изучения, диагностики и развития одаренности в современном социокультурном пространстве, с неприязнью к массовой школе со стороны руководства и общественности, с проблемами несоответствия между физическим, интеллектуальным и социальным развитием, с ощущением неудовлетворенности, нужно учитывать психологические особенности подрастающего поколения, игровые интересы дошкольников, школьников и студентов, соотношение одаренности и девиации, потребности во внимании взрослых, необходимо учитывать проблемы в развитии языка школьников, проблемы в обучении и творческой самореализации на своем родном языке, избегать однообразия и штампов в процессе образования, – уточнил профессор, координатор центра Валерьян Габдулхаков. – Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения проблемы. Конференция считает, что в ближайшие годы ученым и педагогам-практикам необходимо активнее участвовать в национальных проектах «Образование», «Культура» и «Наука».
Отдельно стоит отметить и проводимый пятый год подряд на самом высоком уровне Международный форум по педагогическому образованию, организаторами которого выступают Российская академия образования совместно с Казанским федеральным университетом.
— Нет более важных инвестиций, чем инвестиции в образование. Казань становится третьей по значимости площадкой развития педагогического образования в России. Российская академия образования будет разворачивать исследования в области развития детей. Это необходимо не только для фундаментального развития науки, главное тут – информация, которая позволит принимать правильные управленческие решения. И Казанский университет глубоко интегрирован в этот процесс, — заявил президент Российской Академии образования Юрий Зинченко.
Российская академия образования, обратившись к исследованию образовательной деятельности в КФУ, получила возможность создать на базе одного из крупнейших вузов страны достаточно крупную экспериментальную площадку для разработки и внедрения новых идей и технологий.
Так, весной в Институте психологии и образования не только для преподавателей КФУ, но и коллег из Казанского государственного энергетического университета, Казанской государственной медицинской академии, ряда колледжей были проведены семинары по внедрению современных образовательных технологий при создании онлайн курсов.
– Семинар проводился с целью информирования представителей образовательных организаций о преимуществах и возможностях онлайн-обучения, технологиях и процессах создания онлайн-курсов, возможных моделях и подходах использования онлайн-курсов в образовательной деятельности.
Стратегия ректора КФУ и разработанная благодаря этому программа непрерывного образования — постоянная тема обсуждения в академической среде.
— Главная задача сегодня состоит в том, чтобы федеральные университеты стали центрами непрерывного педагогического образования. Именно здесь должно произойти создание единого образовательного пространства России с системно выстроенными отношениями между высшей педагогической школой и дополнительным профессиональным образованием.
И такие возможности, уверен наш собеседник, есть у крупнейшего федерального университета, каким является КФУ.
Взаимосвязь и преемственность подготовки и повышения квалификации педагогов позволяет КФУ создать устойчивую систему непрерывного педагогического образования с действующим механизмом обратной связи.
— Благодаря высокой концентрации научных и образовательных ресурсов, полимодельности педагогического образования, новых подходов к содержанию подготовки и повышению квалификации, широкой сети базовых образовательных учреждений Институт психологии и образования может быть представлен и для региона, и для республики, и для страны для того, чтобы сделать реальной непрерывную модель педагогического образования.
Исследования ученых Казанского федерального университета координируются Российской академией образования. Такой сотрудничество позволяет КФУ достойно представлять отечественную педагогическую науку на международной арене.
— Главную задачу продвижения в международных рейтингах мои коллеги по Казанскому федеральному университету рассматриваю, прежде всего, как демонстрацию реального состояния российского образования в глазах мирового научно-педагогического сообщества, — пояснил Айдар Калимуллин. — И как результат — рост в предметном рейтинге THE «Образование», который как раз-таки и определяется международной оценкой деятельности.
Научные разработки педагогов и психологов КФУ, представленные практически на всех крупнейших международных конференциях в сфере образования (WERA, EERA, AERA, BERA, TEPE, ATEE, ISATT, IFTE) становятся заметным механизмом продвижения российских педагогических и психологических исследований в международное научное сообщество.
По словам президента Ирландской ассоциации исследований в области образования Конора Гэлвина, «КФУ становится центром превосходства в области педагогического образования в мире».
Участие казанских ученых на конференциях на протяжении последних лет является подтверждением и актуальности их исследований и закладывает основы для дальнейшего сотрудничества с зарубежными коллегами.
Так, весной 2019 года доктор Гил Ноам, директор Исследовательского института Гарвардского университета специально приехал в Институт психологии и образования, чтобы обсудить с нашими учеными основные направления международного исследования по проблемам дополнительного образования детей.
Гил Ноам является соруководителем исследования по дополнительному образованию детей. Это международное сетевое исследование поддержано Всемирной ассоциацией исследований в области образования WERA-IRN.
— Выявленные особенности моделей дополнительного образования за рубежом могут стать методической базой для совершенствования дополнительного образования не только в России, но и во всем мире.
Ученые ИПО ожидают, что основные положения и полученные результаты могут быть использованы при реализации Концепции развития дополнительного образования, при проектировании моделей дополнительного образования, учитывающего опыт стран-участниц.
И это не единственное сетевое исследование, проводимое в ИПО КФУ. Многие направления педагогического образования разрабатываются совместно с разными институтами РАО, ведущими университетами России и зарубежных стран (США, Великобритании, Германии, Франции, Голландии, Италии и др.). Результаты совместной работы показывают важность научного взаимодействия: Приволжский научный региональный центр РАО усилил качественную составляющую своих международных (в том числе сетевых) исследований.
Высокую оценку ученых РАО получил и проект создания в Татарстане сети полилингвальных образовательных комплексов с обучением на русском, татарском и английском языках, инициированный Государственным советником РТ Минтимером Шаймиевым.
— Проект под лозунгом «Адымнар – к знаниям и согласию» направлен на повышение конкурентоспособности будущих выпускников, воспитание уважения к культуре своего и других народов.
Ключевой вопрос – подбор учительских кадров, которые смогут полноценно участвовать в реализации концепции полилингвального образования. Именно этим вопросом и займется Институт психологии и образования.
Резюмируя, спикер отметил, что двухлетнее взаимодействие выразилось в проводимых совместно с РАО научно-практических конференциях, семинарах, в проведении сетевых исследований с университетами Приволжского федерального округа, с масштабными междисциплинарными исследованиями с ведущими образовательными и научными центрами мира.
— Результаты совместной работы показали важность научного взаимодействия с РАО: Казанский университет получил объективную оценку происходящих изменений и усилил их качественную составляющую. В свою очередь, Российская академия образования, обратившись к исследованию образовательной деятельности в КФУ, получила возможность создать на базе одного из крупнейших вузов страны достаточно крупную экспериментальную площадку для разработки и внедрения новых идей и технологий.