Ректор КФУ рассказал о новой модели подготовки учителей в непедагогических вузах России

Сегодня, 22 мая, в рамках пленарного заседания IV Международного форума по педагогическому образованию, который традиционно стартовал в Казанском федеральном университете, ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров представил коллегам из 93 российских и 65 зарубежных вузов опыт Казанского университета в подготовке педагогов по новой распределенной модели. На этом примере ректор продемонстрировал, какие особенности несет в себе организация образовательного процесса для будущих учителей в непрофильных вузах, и как можно оптимизировать этот процесс для наиболее грамотного использования всех ресурсов классического университета.

Прежде всего, ректор напомнил, что история отечественной педагогики начинает свой отсчёт с конца XVIII века, когда в 1779 году при Московском университете открылась учительская гимназия. Однако уже в тот период подготовка учителей не являлась исключительной прерогативой специальных педагогических учебных заведений: так, уже первом уставе Казанского университета, утверждённом императором Александром I в 1804 году, в составе вуза был также предусмотрен Педагогический институт. Он был открыт в 1812 году и в течение длительного времени являлся единственным центром подготовки учительских кадров для огромной территории Восточной части Российской империи. Хотя к ХХ веку образование по этому профилю вновь почти исключительно сосредоточилось в стенах отдельных педвузов, сегодня, наконец, наблюдается тенденция к возвращению подготовки учителей в стены вузов «общего профиля».

«Одним из проявлений реорганизаций стало постепенное сокращение числа специализированных педагогических и повышение роли непедагогических вузов в подготовке учителей. Присоединение или слияние специализированных педагогических вузов, как известно, развернулось особенно активно с 2005 года. Причиной этому стал целый комплекс проблем, особенно остро переживаемых сравнительно небольшими региональными педагогическими вузами. Их присоединение к ведущим университетам рассматривалось в то время как попытка решить или смягчить эти трудности», — сказал Ильшат Рафкатович Гафуров в своем докладе.

По его мнению, такая ситуация привела к заметным колебаниям бюджетного приема на педагогические направления – реорганизация породила резкий спад набора, который «выравнивается» только в последние годы. Кроме того, часто такие изменения приводили к открытию в пединститутах «универсальных» направлений, не связанных с педагогикой, в то время как в непедагогических вузах открывались программы подготовки учителей. В результате, сегодня речь идет не только о специализированных педагогических вузах, а о высших учебных заведениях, реализующих программы педагогического образования. Среди них, с одной стороны, специализированные педагогические университеты и институты, а с другой – классические, специализированные технические,  экономические, гуманитарные, лингвистические, аграрные и иные вузы, реализующие программы подготовки учителей, а также негосударственные высшие учебные заведения, реализующие отдельные образовательные программы подготовки учителей. Отдельно, по мнению ректора, стоят федеральные и региональные опорные и иные университеты, возникшие в результате слияния нескольких, в т.ч. педагогических вузов.

«Доля педагогического сегмента в некоторых непедагогических университетах стала уже вполне сопоставима со специализированными вузами. Например, Казанский федеральный университет входит в число трех крупнейших центров подготовки учителей в стране, обучая более пяти с половиной тысяч студентов по этому направлению по приведённому контингенту. Это примерно 16 % от общей численности студентов нашего учебного заведения.  В Южном федеральном университете обучается – 2 804, Владимирском государственном университете – 2 391, в Северо-Восточном федеральном университете – 2 365 студентов по УГНС «Образование и педагогические науки», — заявил ректор КФУ.

Для опорных и федеральных вузов педагогическое направление приобретает особенную важность, а реализация образовательных программ по этому профилю там может получать дополнительные преимущества. Так, по мнению ректора, в результате присоединения региональных специализированных педагогических вузов к ведущим классическим и федеральным университетам в своих регионах возник фенóмен объединённых высших учебных заведений, которые за счёт эффекта концентрации ресурсов, зачастую имеют лучшую материально-техническую базу, более современную систему менеджмента, многопрофильные кадровые ресурсы. В целом это дает возможность будущим учителям не только получить качественные знания, но и овладеть практическими навыками. Есть и другие особенности, которые позволяют вывести подготовку учителей в таких вузах на новый уровень:

«Не секрет, что федеральные и опорные университеты, особенно участники Проекта 5/100 решают более широкий спектр задач, конкурируя за внутреннее и внешнее финансирование, обеспечивающее их жизнеспособность. Несмотря на то, что в педагогическом образовании, как правило, эту поддержку осуществляет государство, опыт нашего университета показывает, что подготовка, переподготовка и повышения квалификации учителей может быть высокоэффективным направлением деятельности, прежде всего с точки зрения научной и экономической продуктивности. Приведу лишь пример нашего ведущего подразделения в этой области – Института психологии и образования», — отметил Ильшат Рафкатович Гафуров.

Институт является узловым звеном всей разветвлённой системы педагогического образования в университете, включающей два собственных общеобразовательных лицея, Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и переподготовки учителей, Региональный научный центр РАО, Планетарий, Детский и малый университеты, Центр по работе с одаренными детьми, Центр робототехники и технического творчества детей, образовательное телевидение UNIVER TV, научно-образовательные и оздоровительные лагеря и смены, ряд научно-образовательных центров по разработке новых технологий обучения, мониторингу образовательного процесса, миграционной педагогике и многое другое. Осознание перспективности и важности педагогического образования подвигли университет выдвинуть его в 2015 году в качестве одного из приоритетных направлений развития. Результаты уже налицо: индикаторы одного из ведущих международных рейтингов – Рейтинга QS в предметной области «образование» показывают, что в этом году КФУ продвинулся на 50 позиций и вошел в группу 250-ти лучших университетов мира в предметной области «education», став вторым по этому показателю в России после МГУ.

Таким образом, по мнению ректора, опыт подготовки учителей в непедагогическом вузе сегодня можно признать успешным и, более того, перспективным. Он подчеркнул, что новая модель никоим образом не вступает в противоречие с традиционной, а лишь дополняет её, создавая более широкую вариативность освоения учительской профессии.

«В условиях многочисленных проблем школьного образования не столь значимо, где будут готовиться учителя – в педагогических или непедагогических учебных заведениях. Тем более, что все они строят образовательный процесс на основе единого Федерального государственного стандарта. Важно то, чтобы подготовленный вузами учитель соответствовал требованиям современной школы, стремился к непрерывному профессиональному росту, был готов выполнять те образовательные и воспитательные задачи, которые ставит перед ними наше общество и государство», — заключил Ильшат Рафкатович.

Также пленарные доклады в рамках заседания представили  Президент Международной Ассоциации Исследований в Области Педагогического Образования и Обучения Мария Флореш,   член-корреспондент РАО, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Владимирович Лубков, научный руководитель Института образования Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» Исак Давидович Фрумин и многие другие. Также обсуждение продолжится в рамках секционных заседаний и круглых столов.  Напомним, что работа форума продлится до 24 мая.