Ректор Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева: “Ни юристов, ни экономистов мы не готовим – только педагогов”

Ректор Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева побывал в гостях в Институте психологии и образования. После экскурсии по институту, Владимир Иванов ответил на несколько вопросов журналиста.

– Владимир Николаевич, насколько мне известно, Чувашский педуниверситет – уникальный в своем роде вуз: в нем доля педагогического образования составляет  почти 100% .

– Да, действительно, это так и есть. Ни юристов, ни экономистов мы не готовим  –  только педагогов. Но даже в этом случае мы выпускаем в два раза меньше учителей, чем требуется на рынке труда. Так, на 1 сентября этого года в республике  не хватает 89 учителей начальных классов.

Сегодня в минобре республики осознали,  что существует разрыв между поколением учителей, готовящимся уйти на пенсию, и молодыми кадрами, только что пришедшими в школу. К сожалению, доля молодых учителей в школах Чувашии очень низка – около 12% (по сравнению  с  27%  учителей пенсионного возраста).

К тому же следует отметить, что учителя никогда не могли похвастаться высокими окладами. А в период кризиса ситуация настолько ухудшилась, что престиж профессии педагога существенно упал.  На это не могут не отреагировать власти —  ведь именно учителя дают детям знания.

А без престижа профессии не стоит ожидать, что в школы буду идти лучшие из лучших. К тому же, надеяться на то, что при низком уровне доходов педагогов дети получат качественное образование, не приходится. Поэтому в ведомстве заинтересованы, чтобы в школы приходили те, кто сможет не просто вычитать материал и выставить оценки, но и помочь им сформироваться как личностям.

И вот благодаря действиям властей – в частности, Указа Путина о повышении зарплат преподавателям, проведению профориентационной работы со студентами – будущими педагогами – мы имеем заинтересованных в получении специальности преподавателя студентов. Такая осознанность выбора стала результатом работы правительства, министерства образования и науки России за последние пять лет.

– Какие студенты пришли к вам в 2017 году?

– Средний балл поступивших в Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева составляет 66 баллов.  По сравнению с другими педвузами республики он достаточно высок и растет из года в год.

Осознанность выбора направления обучения связана прежде всего с повышением интереса к педагогической профессии. Наша молодежь понимает:  профессия учителя всегда будет востребована, а это значит, что они всегда будут иметь спрос на рынке труда как высококлассные специалисты.

В университете мы идем по пути развития целевого обучения. Не путайте с целевым приемом. Как правило, целевики – это ребята с низкими баллами ЕГЭ, никуда не поступившие, но нашедшие лазейку в виде рекомендательного письма от предприятия и поступившие благодаря этому к нам. Это такой негатив – и для университета (мы получаем слабых студентов), и для будущих работодателей  (на выходе мы имеем не заинтересованных в своей профессии выпускников).

Главное отличие же целевого обучение заключается в том, что мы начинаем сотрудничество с районами. Администрация районов заключает договор с нашими студентами, по условиям договора будущим преподавателям идет дополнительная стипендия в размере 2 000 рублей, и к основному образованию они получают еще дополнительное. Второе высшее образование дает возможность в малокомплектных школах интегрировано решать проблемы нехватки кадров.

 Какова ваша главная задача, которую вы ставите перед собой как ректор высшей педагогической школы?

– Я два месяца работаю ректором, и для меня важно проанализировать успехи того или иного вуза,  перенять и внедрить в нашем университете  передовой опыт и лучшие практики. Но я один ничего не смогу сделать — важно действовать в команде. Поэтому я планирую привезти к вам в Казанский университет, свою команду, людей, которые живут своим делом и хотят изменить свой родной университет к лучшему.

Своей задачей Чувашский педуниверситет видит повышение качества профессиональной «закалки» учителей. А профессионалы Института психологии и образования КФУ  в рамках достигнутых договоренностей готовы представлять нам свои наработки и предложения, делая упор на развитие системы образования и подготовки педагогических кадров.

Лично мне импонирует в КФУ мотивация труда сотрудников – я взял себе это на заметку и поставил задачу – повышение зарплаты своим сотрудникам. Именно она дает руководству возможность требовать выполнения показателей. У меня сегодня совесть не позволяет мне сказать: «Дорогой, ты мало работаешь»,  потому что как ректор я ничего не сделал, чтобы у моих преподавателей была нормальная зарплата.

– Каковы ваши впечатления от работы Института психологии и образования?

— Из рассказа директора ИПО Айдара Калимуллина я узнал, насколько кардинальные изменения произошли в университете и институте. О положительных изменениях говорят и преподаватели, с которыми мы общались во время экскурсии по Институту.

И я понимаю причину проводимых руководством вуза преобразований, потому что очень важно не только обеспечить кадрами и внедрять новые технологии, но не менее важно, чтобы эти технологии помогли сделать российское образование передовым в мире.

Насколько я смог понять за время своего визита, в КФУ опираются на ценные традиции, перенимая самые совершенные методики и стратегии развития, непрерывно совершенствуя свою деятельность, — и это позволяет университету выйти на передовые позиции в науке и образовании.

 

— Хочу присоединиться к своему коллеге, – включился в разговор директор ИПО Айдар Калимуллин. – Мы ценим наше единство – это залог наших будущих успехов. Помогая друг другу, поддерживая и совмещая усилия всех университетов, находящихся в Поволжье,  мы сможем продвигаться в мире. Так что нам нужно использовать возможности тесного сотрудничества и кооперации университетов наших двух регионов.