Разработка и внедрение комплексных технологий обеспечения защиты традиционных духовно-нравственных, историко-культурных ценностей и материального наследия в контексте стратегических национальных приоритетов устойчивого развития России и ее регионов

  • Русский

 

В настоящее время создан следующий задел, обеспечивающий поддержку реализации подпроекта:

  • действуют программы бакалавриата и магистратуры «Регионоведение России», «Педагогическое образование», «Антропология и этнология», «Управление всемирным культурным наследием», «Востоковедение и африканистика», «Культурология», направленные на подготовку кадров в сфере регионоведения, образования, этнографии народов России, владеющих широкими и глубокими компетенциями в области развития регионов России, международных и межнациональных отношений; по направлениям «Теология» и «Религиоведение», направленные на подготовку кадров для научных центров исследования религии и теологии, специалистов в сфере государственно-конфессиональных и межрелигиозных отношений, в сфере правового регулирования религиозных вопросов, включающих компетенции анализа цифровых данных по мониторингу деятельности религиозных групп в различных регионах мира и России;
  • реализуются проект «Татарская литература по-русски», в рамках которого студенты Казанского федерального университета переводят произведения современной татарской литературы на русский язык; слет «Пир перевода национальных литератур» с участием представителей регионов Российской Федерации – Бурятии, Якутии, Тувы, Хабаровского и Красноярского краев и др.;
  • проводятся ежегодные международные, всероссийские, региональные конференции, направленные на исследование и мониторинг цивилизационных процессов в современном мире и в России, влияния развития цифровых технологий на духовно-нравственную сферу;
  • реализуется масштабный фундаментальный научно-исследовательский проект «Изменяющийся «жизненный мир» человека»;
  • осуществляется меж- и внутри вузовская волонтерская деятельность студентов, направленная на помощь людям с ограниченными возможностями и сохранение историко-культурного наследия Татарстана;
  • проводятся комплексные исследования безопасности образовательной среды, реализован исследовательский проект «Рискоориентированная подготовка педагога», по результатам которого разработаны и внедрены в образовательный процесс рабочие программы по курсам: «Работа с детьми группы риска», «Адаптивная педагогика» и др.;
  • ежегодно в КФУ выпускается более 50 специалистов, имеющих компетенции по конструированию безопасной образовательной среды, а также реализуется программа «Медиация» в рамках дополнительного профессионального образования (40 выпускников). Консалтинговые услуги в сфере управления и урегулирования конфликтов (в индивидуальном, групповом, тренинговом и др. форматах) оказываются около 80 чел., конфликтологическому аудиту подвергаются 2 образовательные организации РФ;
  • осуществляется публикация статей и монографий по вопросам истории, культурологии, искусствоведения, литературоведения, этнологии, международных отношений, безопасности образовательной среды образования (по данной тематике в год не менее 150 статей в журналах, индексируемых в базах данных Scopus и WoS, не менее 35 статей в журналах из перечня ВАК, не менее 7 монографий).

Данный задел обеспечивает возможность реализации следующих направлений работы:

Направление 1. «Современные технологии сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти».

В рамках направления планируется:

  • Разработка инструментария диагностики ключевых элементов духовно-нравственного каркаса российского общества, испытывающих деструктивное деформационное внешнее воздействие;
  • Разработка интерактивного сайта «Русские и татарские писатели, художники и музыканты Татарстана» как геолокационного приложения в формате аудиогида по достопримечательностям и культурным объектам Казани и Республики Татарстан в контексте их значения в общероссийском и мировом пространстве;
  • Разработка «Виртуального музея: Лев Толстой и Казанский университет» с участием Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Государственного музея Л.Н. Толстого (г. Москва) для систематизации и обобщения отечественного и мирового опыта толстоведения, создания новых перспективных направлений в изучении его наследия;
  • Формирование регулярно пополняемой базы востребованных государственными структурами и общественными объединениями справочных и аналитических материалов по духовно-нравственному и историко-культурному наследию России и его состоянию в условиях мировой динамики;
  • Создание крупных экспертных площадок, функционирующих на регулярной основе, ориентированных на решение актуальных проблем международной повестки;
  • Выявление ключевых угроз межнационального и межрелигиозного согласия в России, исторической правде, гуманитарной, культурной, научной, образовательной и информационной стабильности и выработка технологичных механизмов противодействия им, базирующихся на принципах научности;
  • Реализация образовательных программ высшего образования, формирующих цифровые компетенции для работы с технологиями сохранения российских традиционных духовно-нравственных ценностей в сетевой форме (к 2029 году – 1 программа по теологии, 1 программа по религиоведению), а так же программ магистратуры «Цифровая археология», «Реставрация историко-культурного наследия», «Россиеведение», «Управление всемирным культурным наследием», программы и модули с углубленной подготовкой по социокультурному блоку (не менее 8); программы повышения квалификации и переподготовки «Сохранение исторического, культурного и природного наследия», «Холокост и Геноцид в мировой литературе и искусстве: историческая память и формы ее сохранения»;
  • Привлечение иностранных граждан для обучения в российских университетах и содействие трудоустройству лучших из них в Российской Федерации (организация профориентационных мероприятий в дистанционной форме в странах СНГ, Южной и Центральной Европы, Восточной и Юго-восточной Азии, Латинской Америки с увеличением количества иностранных обучающихся на направлениях, формирующих цифровые компетенции работы с технологиями сохранения российских традиционных духовно-нравственных ценностей, в среднем на 5 % ежегодно);
  • Формирование устойчивого локального и общероссийского патриотизма на основе привлечения молодежи к участию в проектах по изучению и сохранению археологического наследия;
  • Совершенствование имеющихся и создание новых волонтерских проектов, способствующих укреплению единства российской нации и благополучия ее народов, сохранению и развитию продуктивного гуманистического потенциала российского общества.

Направление 2. «Разработка, апробация и внедрение комплексных технологий обеспечения безопасности образовательной среды территории путем формирования личности, устойчивой к радикальным, технологическим, социокультурным, экономическим изменениям».

В рамках направления планируется разработка комплексной технологии, состоящей из трех компонентов.

Результаты исследования позволят создать комплексную технологию обеспечения безопасности образовательной среды, которая состоит трех компонентов:

  1. Диагностический компонент
  • цифровая платформа «око» мониторинга и структурирования социально-психологических рисков и киберугроз в образовании (анализ информационного пространства, деструктивных групп в сети интернет: АУЕ, скулшутинг-колумбайн, суициды, псевдоислам и т.д.);
  • ситуационный центр по мониторингу и анализу мировой и региональной безопасности;
  • инструменты диагностики и методики интерпретации установок и практик работы учителя с детьми мигрантов;
  • комплексный диагностический инструмент оценки рисков, насилия и агрессии для принятия педагогического решения.
  1. Содержательный компонент:
  • сопровождение администрации образовательной организации по работе с детьми мигрантов, прогнозированию и превенции социально-психологических рисков и киберугроз;
  • аналитические материалы для муниципалитетов и региональной власти о внешних социально-психологических, идеологических рисках в образовании;
  • корпоративный кодекс образовательной организации (имидж организации, профилактика эмоционального выгорания и деформации сотрудников организации);
  • конфликтологический аудит, консультирование и просвещение в профилактике деструктивных явлений в образовательных учреждениях.
  1. Многоуровневый компонент развития образовательных компетенций:
  • программа факультативного модуля «Мультикультурная компетентность педагога» для студентов-бакалавров;
  • программа магистратуры «Медиация конфликтов в образовании»;
  • программа магистратуры «Цифровая дипломатия»;
  • программы повышения квалификации «Рискоориентированное поведение педагога»;
  • система образовательных интенсивов по работе с группой риска (скулшутинг-колумбайн, АУЕ, суициды, псевдоислам и т.д.).