Психологи разбирались, каким должен быть ученый

О создании психологической модели субъекта научно-исследовательской деятельности и психологических характеристиках, обуславливающих формирование личности начинающего ученого, рассказала  доцент кафедры дефектологии и клинической психологии ИПО КФУ Инна Кротова.

Современное общество динамично развивается, постоянно формируя новые запросы, инновационные взгляды и нестандартные потребности как целого социума, так и отдельно взятого человека. Высокотехнологичная среда очень нуждается в грамотных специалистах, способных решать любые проблемы самого широкого спектра на самом высоком уровне. Такими требуемыми ресурсами могут обладать ученые, исследователи, люди творческие и креативные, люди, понимающие суть изменений и их характер, люди, делающие прогноз с оптимальной оценкой происходящего.

Исследование, которое проводили психологи КФУ, позволило создать психологическую модель субъекта научно-исследовательской деятельности и выделить конкретные психологические характеристики, обуславливающие формирование личности начинающего ученого.

—  До этого описывались требования и предпосылки личности, позволяющие считать ее субъектом научно-исследовательской деятельности. Характер требований относился к общим психическим процессам, возможностям и качествам личности, внутренняя конкретная обусловленность их проявления не раскрывалась. Мы попытались выделить  психологические детерминанты, никогда ранее до этого не определявшиеся, — пояснила Инна Владимировна.

 

Психологи Казанского университета остановили свой выбор на этапе мастерства, так как он включает в себя и успешное выполнение профессиональной деятельности.

—  Экспериментальной группой нашего исследования стала группа аспирантов, успешно завершивших обучение в аспирантуре с представлением к защите кандидатской диссертации, доказав, таким образом, имеющиеся навыки квалифицированного выполнения научно-исследовательской деятельности.

 

Исследование проблемы проводилось в четыре этапа: теоретико-методологическое обоснование эмпирического исследования, подбор и формирование психодиагностического инструментария, проведение эмпирического исследования, обработка полученных результатов методами математической статистики и интерпретация данных.

Для эмпирического исследования было сформировано две экспериментальные группы:  «аспиранты» — 73 человека и «кандидаты наук» — 25 человек.

— «Кандидаты наук» были представлены бывшими аспирантами, достигшими процедуры защиты диссертации в отличии от группы «аспиранты», члены которой были либо отчислены, либо не проходили по формальным критериям успешности в данной профессиональной деятельности.

Было установлено, что психологическими детерминантами достижения первой ступени академической карьеры в системе высшего образования являются психологические показатели, именуемые согласно авторским названиям соответствующих методик: «критерии оценки», «самоценность», «планирование».

— Исходя из вышесказанного теперь мы имеем полное право представить вашему вниманию выводы дающие целостное и корректное представления о психологических детерминантах достижения первой ступени академической карьеры в системе высшего образования, отвечающие на вопрос –«как стать ученым?» и «какие психологические характеристики необходимо развивать для развития себя как субъекта научно-исследовательской деятельности?», «развитие каких психологических характеристик личности поможет удовлетворить запрос общества в развитии и получении научных кадров?».

Самыми важными характеристиками личности кандидата наук, того, кто способен к академической карьере будут: сформированная и определенная самостоятельно человеком система отношений к себе, к другим людям, своим возможностям, независимая оценка своих успехах в реализации плана и при этом человек будет осознавать ценность своей личности как для себя, так и для общества и уметь планомерно достигать поставленных целей с помощью определения системы средств и последовательности их применения.

Учеными КФУ предлагается психологическая модель ученого как человека независимого в оценке своих достижений, осознающего ценность собственной личности со всеми достоинствами и недостатками, способного выбрать средства для достижения цели и применять их в верной последовательности, человек гармоничный, толерантный, естественный, удовлетворенный своим прошлым и настоящим, ориентированный на творческое диалоговое и равноправное общение.

Практическая значимость исследования позволяет определить базу для разработки рекомендаций для формирования личности ученого-исследователя, а именно, необходимость проведения адаптивного психологического сопровождения процесса достижения первой ступени академической карьеры в системе высшего образования, с входящим тестированием и диагностированием психологических характеристик аспирантов, с целью проведения дальнейшей коррекционной работы (индивидуальной и групповой) для развития и формирования выделенных базовых и дополнительных психологических детерминант научно-исследовательской деятельности.

Дальнейшую научно-исследовательскую практику у наших студентов я планирую проводить, не только ставя перед ними профессиональные задачи, но и стимулируя развитие их личностно-психологического потенциала, не разрешая себе игнорировать или упускать из виду ни один из элементов нашей выявленной психологической модели субъекта научно-исследовательской деятельности, субъекта научного творчества, — резюмировала наш эксперт.