Конечно, лучший подарок для ребенка – это игрушка. На полках и обычных, и специализированных магазинов игрушек множество – на любой вкус и кошелек, как отечественных, так и импортных. К сожалению, последние часто вызывают удивление, а то и страх даже у взрослых. И понятна обеспокоенность родителей тем, что монстры и чудовища уже не редкие гости.
Психологи утверждают, что игрушка — это квинтэссенция того культурного пространства, в котором живет и воспитывается ребенок. Поэтому вызывает настороженность тот факт, что прилавки детских магазинов заполнены игрушками из серии «Monster High».
Возможно, среди читателей есть люди, незнакомые с этими игрушками. Это серия кукол, вначале состоящая из шести персонажей: оборотня, школьной красавицы-египтянки, ее бойфренда, человека-амфибии, вампирши и дочери Франкенштейна. Все они обладают мрачной холодной красотой, у них клыки, как у вампиров и оборотней. Вместе с куклами Monster High продаются аксессуары и домашние питомцы, только это не розовые сумочки и маленькие пушистые собачки, а гробики и различные мутанты-уродцы.
В минобрнауки РФ отказались дать какую-либо оценку этой серии игрушек, сославшись на то, что «экспертиза степени влияния учебно-игрового оборудования на развитие личности ребенка на различных возрастных этапах должна проходить с участием экспертного сообщества, которое и даст ему соответствующую оценку».
Мы обратились к нашим экспертам и задали им вопрос: покупая Monster High, не дарим ли мы детям маленького демона?
Старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ Альмира Гарифуллина отметила, что игрушки закладывают в душу ребенка модель поведения.
– Кукла во все времена была моделью поведения для ребенка, – рассказывает Альмира Маратовна. – И поскольку у ребенка преобладает наглядно-образное мышление, кукла занимает мощную позицию в детском воображении: это друг, советчик, утешитель и наставник. На куклу переносятся детские переживания и страхи. С куклами играют, дарят им свою любовь и во многом хотят быть похожими на свою куклу. Через игрушку прививаются те или иные нормы. Она вызывает различные чувства: нежность, доброту, заботу, агрессию, злость, раздражение… А вот какие чувства может пробудить кукла в гробу?
По словам Альмиры Гарифуллиной, одни ученые утверждают, что куклы Монстр Хай не вредят ребенку, так как дети понимают, что это всего лишь игра. Другие ученые говорят, что кукла имеет негативное влияние на ребенка.
– Монстры вторглись в жизнь наших детей. Ведьмы, вампиры и монстры не могут дать ребенку представления о нормальном человеческом мире. Но, к сожалению, все ненормальные герои – Леди Баг, Супермэн, Человек-паук – яркие образы и привлекают внимание ребенка вымышленными, нечеловеческими способностями. Один пятилетний ребенок, с которым я работала, ответил мне, почему он хочет быть похожим на Инспектора Гаджета: «Если я буду таким, как он, то, не вставая с кровати, смогу доставать любые вещи».
Психолог советует обратить внимание, как дети смотрят мультики.
– Иногда создается впечатление, что здесь сидит только оболочка, а сам ребенок по ту сторону экрана. Наших детей обрабатывают при помощи телевизора для того, чтобы завтра, увидев в магазине игрушек жуткое страшилище, они устроили родителям настоящую истерику и потребовали купить «вон того монстра».
Заметьте, у многих героев мультиков нового поколения отсутствует душевность, скромность и целомудрие. Они демонстрируют раскованность, подчас жестокость. Уже доказано, что 20 минут просмотра продукции западной мультиндустрии способны сподвигнуть ребенка на агрессию, причем непреднамеренную. Ребенок видит жестокость – и пытается воплотить ее в своей жизни.
Так что я все же придерживаюсь мнения, что научить детей чему-то хорошему и полезному новоявленные фантастические чудовища вряд ли способны.
А вот выпускница Казанского университета, ныне живущая в Израиле и работающая психотерапевтом Наталья Пресс полагает, что куклы Монстр Хай очень терапевтичны и могут оказывать благотворительный эффект на психику ребенка.
— Так как я работаю с детьми при помощи драмотерапии, то мне приходится очень много использовать кукол, изображающих людей и животных. Когда у детей все куклы розовые, красивые, в виде Барби, Кена, то ребенок получает посыл, что все должно быть хорошо, все должно быть «розово» и эстетично. И дети скрывают все плохое, что у них есть: страхи, переживания, мысли.
В итоге, что мы имеем? Во-первых, все это суперэстетичное и нереально красивое снижает самооценку ребенка: он прекрасно видит свое несовершенство рядом с такими игрушками. А во-вторых, эти куклы учат тому, что никаким образом не надо показывать и не выказывать всего, что выбивается из общей идеальной картины. Такие куклы учат, на мой взгляд, притворяться и соответствовать идеалам, не существующим в действительности.
Внутри каждого ребенка, как и взрослого, сидят какие-то негативные мысли. Например, у ребенка может быть мысль, что ему хочется иногда взять молоток и треснуть по голове младшую сестру. Но окружение учит его, что это не соответствует той действительности, которую преподносит ему Барби. И ребенок начинает себя не любить за эти мысли, корить, стыдиться их и пытается их куда-то спрятать. Но дело в том, что их никуда не спрячешь. А если долго прятать, то возникают неврозы и психосоматические расстройства.
А всего-то и надо показать ребенку, что подобные мысли имеют право на существование, они могут быть обработаны, взяты под контроль и выкинуты из головы. Очень часто, когда работаю со страхом у детей, я прошу их нарисовать свой страх, поговорить с ним. Когда ребенок видит со стороны свое негативное чувство или эмоцию, когда он может нарисовать, проиграть, то он учится и контролировать это чувство.
И вот кукла Монстр Хай дает возможность заглянуть в глаза своему страху, увидеть, что есть и несовершенные создания. И таким образом эти неэстетичные куклы в опытных руках воспитателей, психотерапевтов, драмотерапевтов, психологов могут помочь ребенку построить отношения со своим не всегда идеальным внутренним миром.
Мы, взрослые, видим, что это жуткие монстры, что-то некрасивое и неэстетичное. Но разве дети видят то же самое? У них другая призма восприятия и в куклах Монстр Хай они видят волшебников. А кто сказал, что нужно быть только хорошим волшебником?..
Несмотря на разную оценку значимости этих игрушек, наши эксперты сошлись в одном: только родители могут объяснить ребенку, что хорошо, а что нет.
— Подумайте, каким вы хотите видеть вашего ребенка и, исходя из этого, покупайте игрушки, – резюмировали психологи.