Психолог КФУ: «Влияние блогов на детей еще предстоит изучить»

За одну ночь девочка из Нижнекамска стала знаменита на всю страну, а ее ролик на Youtube набрал более четырех миллионов просмотров. 

Десятилетняя Алина Шаехова из Нижнекамска ведет на YouTube-канале видеоблог «Лайк ТВ шоу», на котором рассказывает о лайфхаках для девочек. Недавно она пригласила на встречу своих подписчиков, и, когда никто не пришел на встречу, она, расстроенная, выложила свою запись в блог.

Девочка так искренне сетовала на жестокую судьбу видеоблогера: «Люди, не обманывайте меня больше», – что ее ролик в итоге стал популярным.
Все ролики Алины посмотрели в общей сложности семи миллионов раз, а количество подписчиков девочки увеличилось пятидесятикратно – с 6 до 300 тысяч человек.

Алину поддержали топ-блогеры и знаменитости – слезы девочки вызвали волну роликов от популярных блогеров, журналистов и спортсменов: Саша Спилберг (количество подписчиков более 5 млн человек), Эльдар Джарахов (более 2 млн подписчиков), Екатерина Гамова, Максим Шевченок (18,7 тысяч подписчиков).

Почему ролик со слезами девочки стал таким популярным в Интернете и в чем вообще секрет популярности видеоблогеров у школьников, объяснил наш эксперт – доцент кафедры  дефектологии и клинической психологии Ильдар Абитов. 

Почему  ролик девочки вызвал такой ажиотаж? Мы видим, что девочка искренне расплакалась – она была поражена в самое сердце тем, что френды не пришли на ее встречу. А слезы ребенка в большинстве своем всегда вызывают у взрослых сильную эмоциональную реакцию: в такие моменты детей хочется пожалеть, защитить, как-то помочь, — пояснил Ильдар Равильевич.

На вопрос, почему дети снимают свои ролики,  Алина ответила так: «Я хотела стать популярной». Психологи тоже давно видят в ведение блога способ привлечь внимание сверстников к своей персоне.

Блоги дают возможность получить некую иллюзию популярности. Это и способ потешить свое тщеславие, стать крутым – человеком, который собирает море лайков, десятки просмотров и комментарии, ничего особенного практически не придумывая  и не делая для этого.

В то же время блог – это попытка подростков узнать, что есть на свете такие же, как и они, мальчики и девочки,  с такими же интересами, успехами, играми. Добавиться к ним во френды, чтобы иметь возможность общаться. Но если настоящая дружба предполагает приложенные усилия:  сопереживание, эмоции, которые надо разделять с другом, проблемы, которые надо вместе решать, то виртуальная дружба не предполагает ничего – только смотреть, читать, ставить лайки и думать, что ты друг этого человека.

Детей, которые хотят быть похожими на своих известных ютуберов, быть причастными к блогерству, – очень много. Но, скорее всего, от своего некоего творчества в Интернете они в большей степени получают не позитив, как им хотелось бы, а слезы. И это действительно грустно.

Можно констатировать факт, что сейчас очень многие дети, к сожалению,  больше времени проводят в виртуальной среде со своими виртуальными друзьями. Наши дети – это поколение, начинающее свою жизнь с Интернета. А вот, что это за реальность, как она формирует личность ребенка, нам, к сожалению, пока не известно. На мой взгляд, это вызов эпохи, который надо изучать взрослым и пытаться понять, куда мы идем и что будет с этими детьми через несколько лет.

Психолог констатирует:  особенность детской психики  такова, что они не воспринимают  условности виртуального мира и общения в нем, принимая все за «чистую монету».

Дети не разделяют друзей из реального мира и френдов из виртуального, а буквально  воспринимают то, что происходит в Интернете. Важной задачей для детей является освоение социальных норм, овладение навыками общения, формирование дружеских отношений, привязанности к другим людям. В Интернете же общение с реальным собеседником заменяется на обмен сообщениями, выражение эмоций – на обмен «смайликами», действия – на обмен постами. Мы не знаем определенно, к чему может привести частое и долговременное пребывание ребенка в сети Интернет, но мы можем с определенностью сказать, что среди подростков становится распространенным состояние «Интернет зависимости», когда подросток предпочитает реальной жизни виртуальную и что при виртуальном общении не формируются навыки правильного понимания эмоций собеседника, получения и оказания поддержки.

Взрослые понимают условность: если мы «подружились» с кем-то в социальной сети, это не значит, что мы стали друзьями. Для ребенка эти  вещи связаны буквально. И отсутствие ожидаемых ребенком действий со стороны Интернет-друзей, вызывает огорчение. Поэтому Алине и стало так обидно от несостоявшейся встречи со своими подписчиками.

Другой вопрос: девочка назначила встречу виртуальным друзьям, понятия не имея, кто они на самом деле. Могло произойти худшее, чем то, что случилось: ведь никто не знает, кто мог скрываться за аватарками.

И здесь очень важно внимание взрослых: родители должны контролировать то, что просматривает и чем занимается ребенок в сети Интернет, поскольку как велики возможности, которые он предоставляет, так велики и опасности, которые в нем скрываются.

Несмотря на активное распространение видеоблогинга в Интернете и его способность объединять людей, увлеченных одной темой, но живущих далеко друг от друга, ведение блога может помочь развить навыки изложения информации, планирования, но не поможет развить навыки общения с людьми, адекватного восприятия их эмоций, навыки проявления чувств, оказания и принятия поддержки.

–  На мой взгляд, общение в Интернете – суррогат реального общения. Если его минимум, и используется оно в определенных целях (например, для того, чтобы поддерживать контакт с близким человеком, находящимся на большом расстоянии), то тогда это помощник. Но если общения в Интернете становится  больше, чем реального общения, если эмоции пропадают и заменяются переписыванием  со смайликами и просмотром чужих блогов, то это, скорее, проблема и вред.

Совершенно очевидно, что видеоблоги — тренд времени. Поэтому запрещать ребенку интересоваться тем, чем живут его сверстники, не получится. Да и нельзя категорически — он все равно найдет способ посмотреть видео, предупреждает наш эксперт.

Запрещать бесполезно – это вызовет только обратную реакцию. А вот создать альтернативу сидению в Интернете – вполне в силах взрослых. Есть вещи, которые могут больше увлечь ребенка, чем соцсети. Для этого родителям, братьям, сестрам надо уделить время ребенку, чтобы он получил настоящее человеческое тепло, которого нет в блогах. Это может быть совместная игра, прогулка, разговор о важных для ребенка вещах.