Психолог КФУ пояснил, что быть чайлдфри – это не дань моде

Одно из новых социальных явлений, возникших в последнее двадцатилетие,  — чайлдфри. Его представители — бездетные супруги, не имеющие проблем с репродуктивным здоровьем, но не желающие иметь детей.

Исследование психологических особенностей самоконструирования жизненного мира сообщества чайлдфри  проводили на кафедре общей психологии Института психологии и образования КФУ при финансовой поддержке Российского Фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Об особенностях сообщества чайлдфри нам рассказал доцент кафедры общей психологи Института психологии и образования КФУ Павел Устин.

Каждому сообществу предшествуют возникшие в обществе предпосылки к его образованию. В случае с чайлдфри, по мнению эксперта, такими факторами стали появление Интернета как площадки для зарождения сообщества, назревшего кризиса деторождения ввиду естественного уменьшения количества детей в семьях и одновременного с этим увеличения численности населения Земли, а также эмансипация женщин и увеличение роли женщины как участника производства.

—  Появление семей чайлдфри  – это во многом результат предшествующих структурных изменений в обществе в целом, трансформации семьи и тендерных отношений в частности. И чайлдфри в данном случае выступают как «маячок» изменения традиционных ценностей.

Сколько таких семей — никто не знает. В целом, бездетных от 5 до 30% в зависимости от страны. Но посчитать отдельно именно идейных чайлдфри нереально, потому что надо отделить их от тех, кому обстоятельства не дали завести ребенка.

Свое нежелание иметь детей представители чайлдфри объясняют по-разному: кому-то это хлопотно, кому-то дорого, кому-то и мешает делать карьеру.

Представителей сообщества чайлдфри отличает специфическое репродуктивное поведение. Исследование ценностей и мотивационно- потребностной сферы личности девушек–чайлфдри мы и проводили в ИПО КФУ.

Всего в проведенном исследовании приняло участие 120 девушек, из них 60 составили контрольную группу (девушки, планирующие рождение детей или уже воспитывающие их).

Эксперт отмечает, что для девушек-чайлдфри вообще свойственны снижение либо отсутствие инстинкта продолжения рода, снижение ценности любви, а также иная репродуктивная установка, выражающаяся в нежелании иметь детей.

— На первое место представительницы сообщества чайлдфри поставили ценности отдыха, материального благосостояния, наслаждения прекрасным, нежелание брать на себя ответственность и стремление пожить для себя.

К тому же, отмечает эксперт, в структуре признаков, являющихся системообразующими для составления представления о картине личности девушек-чайлдфри, особенно выделяются признаки, свидетельствующие о стремлении к лидерству, критичности мышления, эгоцентризме, склонности к продуманному риску и способности к прогнозированию, а также отмечается стремление к самостоятельности, некоторый авантюризм и индивидуализм.

Подобный тип более свойственен стереотипному мужчине в общественном представлении.

Исследователи выделили нетерпимость к оскорблениям, индивидуальность и выраженные самоценность и самолюбие, а также преобладание ценностей отдыха, материального благосостояния, познания и высокого социального статуса в качестве ключевых при описании личности девушки-чайлдфри.

Данный фактор связан, прежде всего, с особенностями воспитания и влиянием современного общества с его преобладанием материальных ценностей над духовными.

Исходя из результатов исследования, ученые предположили, что возрастной порог, после  которого женщина решает родить первого ребенка, становится все выше.

Девушки перед тем, как стать матерью, предпочитают сначала получить образование и сделать карьеру, подготовить материальную почву для воспитания детей. Поэтому чайлдфри – это, скорее, попытка сообщить миру о том, что ценности нового поколения отличаются от традиционных, а, следовательно, существует больший диапазон вариантов семьи и отношения к деторождению.   

 На основании анализа анкетных данных были получены наиболее значимые мотивы в принятии решения не заводить детей: ощущение неготовности к рождению детей (60,7%), нежелание брать на себя ответственность (34,5%) и эгоистические мотивы вроде «Пожить для себя» (40,4%), а также материальные и финансовые причины (50,9%). Отметим, что многие участницы опроса (средний возраст – 21 год) не исключают вероятности того, что в будущем их мнение относительно деторождения изменится. Однако есть и твердо убежденные в неизменности собственной позиции при любом развитии ситуации (40%).

Таким образом,  резюмирует эксперт КФУ, присоединение  к сообществу чайлдфри и разделение его взглядов не является чем-то экстремальным или агрессивным. Зачастую это выражение собственного мнения и крайне редко следование моде.