В монографии, изданной при финансовой поддержке Российского Фонда фундаментальных исследований (РФФИ) старший научный сотрудник научно-образовательного центра по развитию исламского и исламоведческого образования ИМО Камиль Насибуллов представил результаты исследований психологических особенностей самоконструирования жизненного мира современного сообщества паркур.
Исследователь пришел к выводу, что люди, занимающиеся паркуром, обладают не только определенными и необычными физическими навыками, но имеют определенный тип мышления, мировоззрение и даже свою особенную философию.
Как много говорится о нежелании молодежи принимать решение и брать ответственность. Легкие жизненные трудности, неумение их преодолевать культивируют чувство страха, убивают желание иметь цели и двигаться к ним. У многих даже нет мечты, они не заглядывают в завтра, страх ошибок подрезает многие крылья.
Но есть философия иного образа мышления и взгляда на мир, когда весь мир воспринимается как тренировочная площадка, когда границы исчезают, а трудности становятся лишь временными препятствиями, преодолеваемыми с помощью хорошей тренировки. Именно таким современным молодежным сообществом, по мнению Камиля Насибуллова, является паркур.
Паркур приобрел широкую известность в 2000-х годах после того, как французский каскадер и актер Дэвид Белль запустил проект Speed Air Man, где люди демонстрировали свои физические и акробатические навыки. Для характеристики человека, который занимается паркуром, был введен термин «трейсер» (с фр. — идущий по своему пути). Девизом паркура стала фраза: «Нет границ, есть только препятствия».
— Какие цели и мотивы преследовали члены группы? Молодежь разделяла желание преодолевать физические и умственные препятствия, становиться сильнее и совершенствовать свои навыки. Контроль над ситуациями, предполагающими риск, давал им чувство свободы. Находясь в контексте неблагоприятного социального и политического климата в пригороде Парижа, все члены группы преследовали идею об оказании положительного социального воздействия для того, чтобы жить счастливой, полноценной жизнью.
Чтобы ответить на вопрос, что представляет собой это молодежное сообщество сегодня, психологами Института психологии и образования КФУ было проведено исследование картины мира сообщества «паркур».
— Анализ сообщества паркур был начат в 2015 году, практическая часть исследования была проведена в 2016-2018 годах в рамках гранта Российского Фонда фундаментальных исследований «Предмет и методы нравственно-этической психологии личности», результаты которого опубликованы в монографии «Психология самоконструирования жизненного мира современных сообществ».
В исследовании приняли участие юноши в возрасте от 18 до 27 лет, занимающиеся паркуром от 4,5 до 13 лет из разных городов России (Казань, Набережные Челны, Самара, Москва, Санкт-Петербург и т.д.) и российские граждане — трейсеры, проживающие в других странах (Украина, Сингапур, США).
Для описания этого феномена мы использовали методологию полуструктурированных интервью, так как более надежные, стандартизованные методики еще не разработаны.
Опрашиваемые не только отвечали на вопросы, подготовленные интервьюером, им также предлагалось самим сформулировать свое представление о мире, в котором они живут.
Камиль Насибуллов предполагает, что большинство трейсеров не принимают определение «спорт» из-за того, что они выступают против соревнований в паркуре. И все же, как ни парадоксально, некоторые аспекты паркура, например, регулярные физические сложные тренировки, напоминают занятия спортом.
— Люди, практикующие паркур, склонны придерживаться здорового образа жизни: они следят за своим питанием, отказываются от курения и алкоголя, тренируясь в среднем 20 часов в неделю. Трейсеры рассматривают паркур как неконкурентную деятельность, бросая вызов себе и своему мастерству, не соревнуясь с другими. Так один из опрошенных сказал: «…Паркур воспитывает в тебе, как и любой другой вид спорта, усердие, целеустремленность. Только ты сам планку себе ставишь — не тренер, не какие-то нормативы, а ты сам».
Опрошенные в рамках проведенного исследования подчеркивали, что практика паркура раскрепощает, позволяет воспринимать пространство иначе, чем это делает большинство. Для трейсеров одновременно существует много возможностей реализовать то или иное задуманное, и такой взгляд на мир в определенном смысле более адаптивен, чем следование искусственно созданным социальным рамкам.
— Трейсеры приобретают способность по-другому воспринимать пространство, которое их окружает, а в дальнейшем – по-другому смотреть на мир в целом. Как отметил один из респондентов, «… в жизни начинаешь видеть гораздо больше лазеек, решения определенных ситуаций. Человек видит ситуацию, знает стереотип, по которому эту ситуацию надо решать, и он от него шаг влево, шаг вправо не делает, а работает по схеме. А благодаря паркуру, ты про эти стереотипы, схемы, забываешь и начинаешь видеть гораздо больше в зависимости от собственных возможностей».
Проведенные интервью с трейсерами показывают, что анализ пространства является важной составляющей движения, обеспечения безопасности, внимание к деталям вырабатывает осознанный подход к движению.
— Столь значительное внимание к условиям окружающего мира в дальнейшем переносится трейсерами на другие аспекты жизни, значимость адаптации становится одной из важных ценностей в их картине мира. Трейсеры полагают, что важно трезво оценивать все обстоятельства в сложившейся ситуации и принимать решение только с понимаем возможных рисков и учетом своих ограничений. Вместе с тем, выход из «зоны комфорта» — очень полезная практика, позволяющая быть готовым к неожиданностям и жизненным перипетиям.
Как говорит автор исследования, паркур играет важную роль в формировании собственного «я».
— Опрашиваемые подчеркивали значительное влияние паркура на формирование собственной идентичности. Для них паркур — особый способ взаимодействия не только с пространством, но и с миром в целом. Они отмечали, что «у каждого человека есть своя скорость, и паркур — хорошая возможность найти себя и тот ритм, который приведет тебя к гармонии».
Как рассказал автор исследования, опираясь на данные, полученные в интервью с трейсерами, молодые люди в процессе занятия паркуром обретают новое мировоззрение и даже со временем сохраняют приверженность его философии.
— Многие из интервьюируемых отмечали, что идеи, осмысленные ими в движении, в дальнейшем превратились в ценности их жизни, значимые стратегии поведения. Один из респондентов так отозвался об этом: «Во всех жизненных ситуациях я вижу паркур. Он учит преодолевать препятствия, показывая, что границ как таковых для человека в принципе нет. Благодаря этой философии, я научился с иронией смотреть на какие бы то ни было проблемы. Теперь я знаю, что любую проблему, с которой я сталкиваюсь, можно преодолеть. Важно лишь понять, хочешь ты это сделать или не хочешь. А возможно все».
Помимо этого у трейсеров формируется особое аскетическое отношение к потребительскому обществу. На первый план в системе ценностей выходят не материальные ценности, которые подчеркивают высокий статус и следование моде, а удобство, практичность и естественность. Все, что мешает свободному движению, не является необходимым.
— Физическая сила, выносливость, скорость и контроль над собственным телом относятся к физической сфере паркура. Основные ментальные навыки включают в себя дисциплинированность, выносливость, осознанность и самоконтроль. Паркур также подразумевает умение контролировать свои мысли, поведение и эмоции в сложных ситуациях. Саморазвитие — это то, ради чего большинство трейсеров занимаются паркуром.
Автор исследования резюмирует, что становление трейсера — это непрерывная работа над собой, постоянный творческий процесс и создание чего-то нового.
— По мере того, как трейсеры сталкиваются с новыми трудностями, они исследуют свои собственные границы и свой потенциал, осознают свои сильные и слабые стороны, страхи и возможности для развития. Это позволяет им лучше понять себя, более точно оценить свои способности, что способствует росту уверенности в своих силах. Таким образом, люди, занимающиеся паркуром, могут развить широкий спектр навыков, которые применимы ко всем сферам жизни.
кадр из фильма «Казино Рояль»