Психолог КФУ об особенностях детско-родительских отношений в семьях с ребенком больным острым лейкозом

Доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ, член правления регионального отделения Российского психологического общества Марина Федоренко  рассказала о нарушениях детско-родительских отношений вследствие кризисного воздействия онкологического заболевания ребенка и о значении организации всесторонней помощи таким семьям.

Онкологическое заболевание у ребенка является мощным стрессом для всей семьи. Кроме того, следствием кризисного воздействия болезни является нарушение детско-родительских отношений.

Онкологическое заболевание у ребенка – это тяжелое испытание для всей семьи, – пояснила Марина Владимировна. – Возникающий в результате детского заболевания кризис затрагивает все сферы семейной жизни: эмоциональную, функциональную, социальную, влияет он и на структуру семьи. Как следствие, идёт нарушение детско-родительских отношений.

Для преодоления сложнейших психологических проблем необходима квалифицированная помощь специалистов. Эффективность данной помощи напрямую зависит от понимания особенностей детско-родительских отношений в семьях с тяжелобольными детьми. Ведь именно отношения с родителями и поддержка с их стороны являются базовыми ресурсами для ребенка с онкологическим заболеванием.

По словам психолога, исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми, больными раком, является актуальным во всем мире. Вот и ученые Казанского университета при финансовой поддержке гранта РГНФ и правительства Республики Татарстан провели исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях с ребенком больным острым лейкозом.

Нами проведено исследование особенностей детско-родительских отношений в 25 семьях с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) больных острым лимфобластным лейкозом. Выборка составила 50 человек: мамы и их дети.  Всего было получено 625 диагностических единиц. Все диагностические процедуры проводились под руководством психолога. Родители дали письменное согласие на участие в эксперименте и на участие своих больных лейкозом детей.

В результате обработки данных можно сделать  выводы о том, что ведущим стилем воспитания в семьях с тяжелобольными детьми дошкольного возраста является потворствующая гиперпротекция, основанная на остром переживании болезни ребенка.

У тяжелобольных детей дошкольного возраста выявлено наличие двух противоположно направленных тенденций: стремление к общению и доминированию в группе детей, с одной стороны, и стремление к уединению, с другой. Данное противоречие находит свое выражение в конфликтности и агрессивности ребенка.

Анализ показал, что стремление к общению и доминированию связано с дефектами в родительском отношении и сложностями в отношениях между родителями, то есть предположительно носит компенсаторный характер. Не получая желаемого в семье, дети стремятся за ее пределами удовлетворить свои потребности в признании и контакте с другими.

Стремление же к уединению, напротив, имеет обратно пропорциональные связи с негативными родительскими проявлениями.

Анализируя родительские установки, получившие максимальное количество выборов по результатам исследования, можно выделить две модели взаимоотношений родителей с больными детьми.

В первой модели родители дают место чувствам ребенка, уделяют внимание его внутреннему состоянию, поощряют его высказываться (фактор «вербализация»). Во второй модели пытаются отвлечь его внимание от переживаний, от ситуации болезни (фактор «развитие активности»). С нашей точки зрения, таким образом проявляются две основные стратегии преодоления сложностей, возникающих в изучаемых нами семьях. Первая направлена на переживание, проживание и встречу с чувствами и состояниями, вызываемыми болезнью. Вторая может быть обозначена как отвлекающая и увлекающая, переключающая внимание на другие аспекты жизни ребенка.

У тяжелобольных детей развита потребность как в матери, так и в отце, однако как пара, они недостаточно представлены в сознании ребенка.

Детско-родительские отношения в ситуации, когда ребенок много времени проводит в стационаре, складываются так, что у ребенка единственным источником возможностей для социализации становится мать, причем, чем больше мать не уверена в себе как воспитатель, тем меньше у ребенка других авторитетов.

Неожиданно большое количество максимальных выборов получил показатель «отношение к отцу».

  • — На наш взгляд, это связано с тем, что большую часть времени ребенок проводит с мамой, и испытывает большую нехватку в отце, который может ассоциироваться с домом, благополучием и здоровьем. Отношение больного ребенка к отцу и другим здоровым детям в семье зависит от того, как мать справляется со своими воспитательными функциями. Для больного ребенка важно чувствовать себя причастным к семейным процессам.

Психологически более благополучными оказались отношения в семьях с мальчиками. В семьях девочек выше показатели фобии утраты ребенка и конфликтность между родителями. В семьях с единственным ребенком также выше показатель конфликтности между родителями, чрезвычайное вмешательство в жизнь ребенка и проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. Угроза потери единственного ребенка, несомненно, очень болезненное переживание для родителей, вызывающее множество негативных эмоций и состояний.

Полученные результаты не являются окончательными.

Исследование будет продолжено, чтобы обосновать психологические условия развития личности дошкольника больного лейкозом и оптимизировать психологическое сопровождение воспитательного процесса в условиях стационара, что даст практическую ценность для врачей, психологов, волонтеров и других людей, которые работают в отделениях паллиативной помощи, в отделениях детской гематологии и онкологи, – резюмировала Марина Владимировна.