Психолог КФУ о проблемах людей «цифрового поколения»

Доцент кафедры дефектологии и клинической психологии Инститиута психологии и образования КФУ Инна Кротова рассказала «АиФ-Казань» о феномене соцсетей, интернет-зависимости и пользе критического мышления в виртуальной реальности.

 Слово «зависимость» уже неуместно, ведь интернет стал частью нашей среды. Те же соцсети мы используем для работы, отдыха, обучения и как СМИ. Я, например, применяю свой анонимный аккаунт в соцсети для исследований. Пишу научную работу на тему информационно-психологической безопасности, изучаю атмосферу виртуального мира.

По ее мнению, психологический портрет поколения по страницам в соцсетях: быть — лучше всех, громче всех, ярче всех.

—  Это резонансное поколение, падкое на контраст. Ему свойственна низкая самооценка, неудовлетворённость всем вокруг. И причина в том, что людям не доступны многие блага. Есть мнение, что соцсети показывают духовную бедность поколения, но я считаю, что они — следствие бедности материальной. Отсюда и потребность заменить реальную жизнь на онлайн-страницу. Общество создало модель красивой жизни, и поколение, не привыкшее прилагать усилия для получения благ, начало демонстрировать себя и свои достижения с помощью красивых картинок в соцсетях. Воспользовались тем, что в интернете статус измеряется не деньгами, а отметками «мне нравится» — «лайками».

Но «лайки» никогда не станут универсальной системой оценки, ведь они субъективны — сколько людей, столько и мнений. В этом-то изюминка виртуальной реальности, что любой человек найдёт там окружение, которое оценит его так, как он хочет. Вот только эти группы диктуют свои правила, от которых в итоге зависит, будет ли человек доволен собой. Получается, что ищущий одобрения сам себя загоняет в ловушку.

Помните прошлогодний случай с 10-летней девочкой-блогером из Нижнекамска, которая в ролике рыдала, потому что подписчики не пришли на её фан-встречу. Вот пример того, как человек пытался угодить виртуальной группе, поверив в её любовь, а в реальном мире оказался без поддержки.

Онлайн и офлайн пространства для современного ребенка неразделимы. Они составляют единое целое.

Эксперт вспомнила случай, когда девочка-отличница, боялась писать эссе на ЕГЭ по русскому языку, потому что не знала, какого ответа на заданную тему от неё ждут. Вместо того, чтобы выражать своё мнение, она пыталась угодить…

— Это типичная проблема цифрового поколения Z, которое не видело мира без интернета. Поколения с клиповым, а не критическим мышлением. Ещё в прошлом веке, когда западная экономика расцветала после кризиса, человек постоянно находился в раздвоенном сознании. Ведь он должен был принимать решение, что сделать для себя лично и для того, чтобы понравиться обществу. И вот Россия дошла до того уровня экономического развития, и люди начали мыслить теми же категориями: я не такой, какой есть, а я буду таким, каким вы скажете, я буду любить себя таким, каким вы меня полюбите.

В этом мире нужно учиться работать с информацией, управлять собой, то есть уметь принимать решение в неожиданных обстоятельствах, в условиях дефицита времени, чтобы не стать инструментом для манипуляций. Наше поколение никто этому не учил, родители нам говорили без объяснений: «Делай так, потому что я так сказал». А теперь детям в отсутствие критического мышления нужно объяснять элементарные вещи, чтобы на шаг опередить то, что даст им среда. Иначе ребёнок не сможет анализировать, управлять собой, ситуацией, впадёт в зависимость от обстоятельств, крайняя степень которой фатализм.

Избавиться от шаблонного мышления взрослым помогает интернет-сёрфинг — переход от вкладки к вкладке. Таким образом человек вводит себя в транс, погружается в состояние некритичности. 

— Отсюда исходит опасность, что развитие виртуального пространства приведёт к ментальному расслоению общества. Одни — ментальная элита — будут выходить на уровень управления собой и смогут подняться над информационным потоком, а другие — останутся в нём и будут плыть по течению.

А вот обеспечить себе информационно-психологическую безопасность вполне, по мнению эксперта, возможно.

— Человека нельзя отключить от виртуальной реальности, но можно научить его жить с ней. Нам сегодня нужно усвоить одно правило: не нужно слушать ту информацию, на которую не можешь повлиять, и ту, которая не может принести тебе пользу. Это лучший фильтр!