Профессор Гарвардского университета: ‘Исследование ученых ИПО о дополнительном образовании поднимает важную проблему для всего мира’

Доктор Гил Ноам, директор Исследовательского института (PEAR Institute) Гарвардского университета (США) специально приехал в Институт психологии и образования, чтобы обсудить с нашими учеными основные направления международного исследования по проблемам дополнительного образования детей.

Гил Ноам является соруководителем исследования по дополнительному образованию детей. Это международное сетевое исследование поддержано Всемирной ассоциацией исследований в области  образования  WERA-IRN.

Ряд преподавателей, ученых нашего института: Роза Валеева, Рамиля Касимова,  Гульфия Панфлова – принимают участие в кросскультурном исследовании на эту острую для всего мира проблему.

Во время встречи мы обсудили  основные направления международного исследования дополнительного образования детей, – отметила профессор, заместитель директора по международной деятельности ИПО КФУ Роза Валеева.

Дополнительное образование осуществляется по-разному во всем мире. В связи с этим, Гил Ноам предложил, чтобы исследование в России было направлено на компаративный обзор постановки дополнительного образования (различные модели, политики, методы и результаты исследований) во многих странах мира. Исследовать эти практики в их социальном, культурном и историческом контексте и посмотреть,  в рамках моделей каких  стран эта  система работает лучше всего.

Выявленные особенности моделей дополнительного образования за рубежом могут стать методической базой для совершенствования дополнительного образования не только в России, но и во всем мире.

Международное исследование развития дополнительного образования проводит в Институте психологии и образования доцент ИПО КФУ Рамиля Касимова. Среди задач исследования ученые ставят изучение основных характеристик дополнительного образования как новой области исследований, проведение прогностического анализа перспектив исследования национальных и международных особенностей дополнительного образования.

— Для развития и становления системы дополнительного образования необходимы новые подходы, направленные на личностное развитие ребёнка и его воспитание специфическими средствами, методами, присущими прикладному, художественному, эстетическому и другим видам творчества, – пояснила Роза Алексеевна.

Ученые отмечают, что нельзя слепо перенести формы, методы, технологии учебной, административной, методической деятельности из школ в учреждения дополнительного образования детей. Это можно осуществить, если изменить процесс функционирования учреждения дополнительного образования как образовательного учреждения.

Ученые ИПО ожидают, что основные положения и полученные результаты могут быть использованы при реализации Концепции развития дополнительного образования, при проектировании моделей дополнительного образования, учитывающего опыт стран-участниц.

Полученные учеными ИПО результаты уже будут представлены на конференции WERA-IRN, которая пройдет в сентябре 2019 года в Стокгольме, и, надеются ученые, результаты будут способствовать выработке инициатив, указов, практик, основанных на реальных и подтвержденных данных, что приведет к успешной реализации программ эффективного дополнительного образования.

Во время  встречи с профессором Гарварда ученые также обсудили, какой должна быть школа будущего.  Ноам считает, что нужно использовать потенциал цифровых технологий обучения, но заменить учителя абсолютно невозможно.

Сегодня уже не может быть стандартного классического подхода к обучению, когда педагог дает какие-то знания, а ребенок просто их потребляет. В Гарвардском  университете, где я работаю, мы развиваем личностно-ориентированный подход к обучению, используя для этого компьютерные технологии.  Но это не значит, что можно заменить учителя  машиной, – пояснил Гил Ноам. – Школа прошлого известна, школа настоящего тоже известна. Надо думать о том, какой должна быть школа будущего. И в этом отношении обращение к исследованиям разных педагогов, думавших о том, как изменить школу, может стать весьма продуктивным.

Так, например, польский врач, педагог и писатель Януш Корчак в своей книге « Школа будущего» показывает, что нужно изменить в школе, для того чтобы она отвечала потребностям ребенка, чтобы она была гуманистически направленной.

Отличающая гуманистическую педагогику от авторитарной ключевая идея – уважение личности ребенка и признание самоценности детской жизни – является самым важным постулатом гуманистической педагогики и сегодня, отметили ученые.

Однако педагоги-гуманисты не могли себе представить, как изменится ребенок в 21 веке. Сегодня то, что мы называем поколение Z или  даже Y  – это дети, для которых нужна совершенно особая система образования.

Роза Валеева поделилась с профессором концепцией трансформации педагогического образования в КФУ.

Образование – это достаточно сложный процесс, здесь значимую роль играют четыре компонента: обучающийся, педагог, система самого образования в целом и система подготовки учителей.

Во-первых, у нас есть ученик, который сегодня сильно отличается от того, который был 10-15 лет назад. Он находится в совершенно ином информационном поле. Во-вторых, у нас есть «трансформирующееся» образование: сегодня мы сталкиваемся в лучшем случае с трансляцией знаний, а точнее информации, поэтому необходимо искать другие формы организации обучения. В-третьих, подготовка способного отвечать на вызовы сегодняшнего дня педагога – это одна из основных задач. И наконец, в-четвертых, должна происходить трансформация самого педагогического образования: мы должны знать, как правильно подготовить креативных, современных учителей.

С тем, что педагогическое образование необходимо менять, согласился и профессор Гарвардского университета Гил Ноам, добавив, насколько значима роль учителя в сегодняшнем цифровом мире.

Результатами встречи стали договоренности об участии ученых КФУ в кросскультурном исследовании, поддерживаемым  ассоциацией WERA. А это свидетельствует о том, что исследование, ведущееся в ИПО, весьма серьезно и актуально и что проблема дополнительного образования детей на сегодняшний день является важной проблемой для всего мира.

Предварительно профессор дал согласие и на проведение в 2020 году в рамках Международного форума по педагогическому образованию IFTE  конференции, посвященной проблемам дополнительного образования.