Программа модернизации педагогического образования в Российской Федерации идет полным ходом. Казанский федеральный университет принимает участие в ее реализации третий год подряд. В рамках первого этапа – в 2014-2015 годах – сотрудниками КФУ были разработаны 3 из 23 создаваемых проектов, а на втором этапе – в 2015-2016 годах – КФУ реализует 1 из 8 проектов. Непосредственным руководителем данного проекта является ректор КФУ Ильшат Гафуров.
Особенностью проекта, разрабатываемого КФУ на данном этапе, является внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ подготовки педагога основного общего образования на всех трех уровнях высшего образования, которые ему предстоит пройти, – бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Важной характеристикой данного проекта является его нацеленность на обеспечение сетевого взаимодействия с образовательными организациями, а также акцентирование внимания на увеличении количества часов, выделенных в образовательном процессе под практику.
Так, добиться заявленного сетевого взаимодействия можно за счет создания единого образовательного пространства, где каждый субъект выполняет свою роль: университет возлагает на себя ответственность за будущее школьного образования и его качество, а школа, в свою очередь, содействует овладению будущими учителями практико-ориентированными компетенциями. Эффективности реализации этой схемы в немалой степени способствует наличие в структуре КФУ двух общеобразовательных организаций – Лицея им. Лобачевского и IT-лицея.
Существенную роль в создании этого пространства играет и изменение содержания педагогического образования, построение его на модульной основе, которая приходит на смену дисциплинарному принципу построения учебного плана. Модульный подход помогает, в том числе, усилению вариативности получения педагогического образования. При разработке новых модулей в содержании подготовки педагогов основного общего образования в рамках нашего проекта особое внимание уделяется повышению качества предметной подготовки.
На данный момент завершен первый этап работы над грантом, в результате которого были разработаны и апробированы шесть образовательных программ с использованием новых технологий их реализации. В процессе работы над созданием программ приняли участие ученые Института психологии и образования, Елабужского института, Института фундаментальной медицины и биологии и Института физики.
Важно отметить, что апробация программ проводилась не только на базе КФУ, но и в ряде вузов-партнеров — в режиме сетевого взаимодействия. С их перечнем можно ознакомиться здесь. В апробации программ приняли участие 278 студентов бакалавриата, 66 студентов магистратуры и 34 аспиранта вузов-участников апробации.
Девятого декабря состоялось заседание комиссии Минобрнауки России по приему результатов выполненных работ, на котором отчет представила профессор Института психологии и образования Роза Валеева. Защита прошла успешно.