Преподаватели Института психологии и образования КФУ разработали программу внеурочной деятельности для полилингвального образовательного комплекса «Адымнар»

 1 сентября в Казани состоялось открытие первого в Татарстане полилингвального образовательного комплекса «Адымнар» — уникального для российских реалий проекта, курируемого Государственным Советником Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым.

Проектная мощность полилингвального комплекса, расположенного на улице Бондаренко,  рассчитана на  2504 обучающихся.

Директор общеобразовательной школы № 165 с углубленным изучением английского языка,  выбранной  базовой для создания первого полилингвального образовательного комплекса в Казани, Айдар Шамсутдинов отметил, что преподавание отдельных предметов  будет вестись на английском языке:  с третьего класса — преподавание музыки и технологии, с седьмого класса — преподавание биологии, географии и математики.

Полилингвальный образовательный комплекс работает в режиме «полного дня»:  здесь каждый ученик может выбрать свою образовательную траекторию, удовлетворить потребность в изучении родных языков и углубленном изучении иностранных языков. Вторую половину дня учащихся планируется заполнить всевозможными курсами по различным направлениям.

Для комплекса «Адымнар» педагоги Казанского федерального университета разрабатывают уникальную программу внеурочной деятельности. В частности, она включает в себя такие направления, как «История Республики Татарстан», «Художественная культура Татарстана», «Литературное чтение на английском языке».

Программу курса «Философия согласия» и  Родительский университет разрабатывают учёные Института психологии и образования. С просьбой о разработке специальных учебно-методических комплектов Айдар Шамсутдинов лично обратился к профессору, завкафедрой педагогики ИПО Розе Валеевой и профессору, завкафедрой начального образования ИПО Венере Закировой.

— Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе, — пояснила Роза Алексеевна. – Рабочая программа внеурочной деятельности  «Философия согласия» обусловлена необходимостью социализации школьников, воспитания уважительного отношения к культурным различиям и в подготовке школьников к жизни в поликультурной среде.

Преподаватели ИПО разработали модель социального воспитания школьников. Для первоклашек это курс « Я — ученик», для 2 класса  — «Я и моя семья», третьеклашкам предложат узнать о «Я и другие».

— Мы старались охватить все темы, связанные с освоением социальных, культурных, нравственных правил поведения и закономерностей общественной жизни, развитием социальной компетентности:  Я в коллективе, я – житель города, я- личность, я – будущий профессионал, я – человек мира.

Распределение социальных ролей по классам — условное. Поскольку в той или иной мере, все социальные роли будут формироваться на всех ступенях социализации.

— Правильнее говорить о том, что на определенном возрастном этапе целесообразнее больше внимания уделять формированию определенной социальной роли. Например, пятиклассники с переходом в основную школу, как правило, требуют адаптации к новым условиям обучения. Они чаще испытывают потребность в общении, именно в этом возрасте начинает преобладать новый вид деятельности — общение, которая замещает игровую деятельность. Для того чтобы помощь пятиклассникам конструктивно общаться, взаимодействовать, актуально в данном возрасте формировать коммуникативную функцию. Развитие правовой функции позволит освоить правила поведения в школе, на улице, в обществе, правильно выстраивать коммуникацию с людьми.

По словам разработчиков курса, успешная социализация — одно из условий подготовки школьников, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку.

Планируется, что программа будет реализовываться  по трем этапам: вначале будут актуализироваться житейские знания и имеющийся у подростков опыт (в этой части применяются психологические упражнения, а также фрагменты литературных произведений, аудио- и видеоматериалы), потом будет проводиться работа по формированию новых представлений (использование ролевых игр, работа в группах, создание проектов, решение проблемных ситуаций и пр.) и, наконец, на заключительном этапе школьниками будет отрабатываться личная стратегия поведения и осмысление полученного опыта.

Для успешного развития ребенка важно взаимодействие трех коллективов: детей, родителей и педагогов . Поэтому еще одним направлением, которым занимаются для полилингвального комплекса преподаватели ИПО КФУ, стала учебно-методическая программа  «Родительские университеты: « Я – активный родитель!».

— Родительские университеты  — это форма активного обучения родителей в сфере воспитания, взаимодействия и сопровождения детей в поликультурной среде. В задачи родительского университета  входит развитие активного участия  родителей в жизни своих детей, семьи и взаимодействия со школой и предоставление родителям знаний  о психологическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на каждом возрастном этапе его жизни, с целью выработки навыков оценки психического состояния детей и контроля за их психическим здоровьем и поведением в обществе.

Разрабатываемая программа рассчитана на один год обучения и содержит 10 занятий для родителей каждого класса (параллели).

На сегодняшний день преподавателями ИПО уже разработаны  учебно-методические комплекты, которые планируются издать в конце 2020 года. Использование методичек  возможно в будущем не только в новом полилингвальном образовательном комплексе «Адымнар», но и в школах республики.