Об этом говорили участники Всероссийской конференции «Содержание и методика реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России на уровне основного общего образования», прошедшей 13-15 февраля в Москве.
Почему же незнание своей национальной культуры так же опасно, как незнание родного языка? Под родным языком здесь имеется ввиду язык мысли, язык общения, а он, как известно, не всегда совпадает с языком этноса, с которым человек себя ассоциирует. Например, многие татары думают и говорят по-русски, но считают себя татарами.
Так вот незнание той культуры (в нашем случае – российской, русской), на языке которой ты думаешь и говоришь, оказывается очень опасно для сохранения духовно-нравственной основы не только личности, но и всего общества. Об этом, в частности, говорил Митрополит Волоколамский Иларион.
Дело в том, что в последние годы появилось очень много негативных факторов, связанных с неправильным пониманием педагогических методов сохранения культуры.
Установлено, что, чем больше мы рассказываем студентам о том, что экстремизм – это плохо, тем больше способствуем его привлекательности, героизации, романтизации и т.д.
У современных студентов не сформированы установки на духовные ценности.
80% молодежи больше доверяет не книгам наших ученых, а Интернету и попадает через него не в общества культуры, а в экстремистские организации.
Преподаватели вузов не всегда обладают необходимыми компетенциями для правильного истолкования культурных, религиозных, экстремистских направлений.
Разработанный в настоящее время курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) призван в какой-то мере содействовать решению этих проблем. Он построен на культурологическом принципе, показывает место религии в культуре и не предусматривает никакой религиозной практики.
Однако культурологический подход не должен стать синонимом поверхностной подготовки. Быть или не быть религиозным человеком – это личное дело каждого.
В настоящее время в педагогических колледжах и вузах России открыты профильные отделения, кафедры по ОРКСЭ, организована подготовка бакалавров и магистров, разработаны региональные модели непрерывного образования учителей, связанных с преподаванием ОРКСЭ.
Верность преподавателя педагогического вуза своей культуре является основой духовно-нравственного воспитания личности студента (будущего учителя ХХI века), – говорили участники этой конференции.