Ученые выяснили, что планшеты на уроках математики повышают качество обучения

В международном журнале первого квартиля  «Computers & Education» («Компьютеры и образование») опубликована научная статья «Tablet-based cross-curricular maths vs. traditional maths classroom practice for higher-order learning outcomes» («Междисциплинарная учебная программа по математике с использованием планшетов по сравнению с традиционным обучением»). В авторский коллектив данной публикации вошла и приглашенный профессор КФУ  Андреа Истеник Старчич.

В исследовании, которое велось в течение 7 месяцев,  приняли участие около 300 семилетних детей из 12 школ Словении. Доступность приложений на основе планшетных кросс-учебных программ изучалась в отношении областей обучения и эргономики (научно-практическая дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью создания оптимальных условий труда, способствующих росту его производительности).

Нами изучалось,  насколько выполняемые на планшете междисциплинарные упражнения, в отличие  от традиционного обучения математике,  влияют на повышение качества знаний, – уточнила Андреа. Она, кстати,  известный эксперт по широкому кругу вопросов образования и обучения, разработки и использования информационных и коммуникационных технологий обучения, инновационных концепций для различных групп с особыми образовательными потребностямиВ экспериментальной группе (124 человека) классная практика включала в себя планшетные кросс-учебные программы с тестированием после урока, чтобы определить влияние планшета на результаты обучения. В контрольной группе (135 детей) математика преподавалась традиционно: с учебниками, тетрадями, сидением за партой и стоянием у доски. Результаты показали, что группа, работающая  с планшетом, имела лучшие результаты  по качеству знаний: дети  не просто имели представления, а осознавали процессы и решали  задачи.

 По мнению профессора, дети не очень любят стационарные компьютеры: он  вынуждает сидеть, в отличие от планшетов, не сковывающих движения.

Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь в развитии ребенка. Благодаря созданному учебному приложению, ученые наблюдали развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Андреа Старчич уверена, что если учебную задачу создать в интересной форме, то дети с большим удовольствием будут ее решать, чем, если бы она была просто им предложена в виде текста в учебнике. К тому же планшет помогает осуществить переход от образного мышления к абстрактному.

— Мы пришли к выводу, что в преподавании математики по междисциплинарной учебной программе планшеты предлагают более эффективное использование ресурсов из разных предметов и множественных представлений,  повышают результаты обучения в когнитивных, социальных и психомоторных областях обучения.

Несмотря на недавнюю публикацию SCOPUS частое обращение к тексту статьи свидетельствует об интересе к этой темы у исследователей.


«Computers and Education»    — международный журнал, индексируемый SCOPUS, Q1 квартиля.  В первый квартиль (Q1) попадают самые качественные и рейтинговые журналы (по-настоящему международные, со строгой системой рецензирования, а, следовательно, высокоцитируемые). Журнал «Computers and Education» направлен на расширение знаний и понимание того, как цифровые технологии могут улучшить образование.  Импакт-фактор журнала за последние 5 лет – 5.047.


Кстати, в начале весны 2017 года Люблянский университет вместе с Институтом психологии и образования КФУ начал сравнительное исследование влияния соцсетей на профессиональное развитие и карьеру студентов России и Словении. О совместном двухгодичном проекте Андреа Старчич рассказала  на завершившемся на днях в КФУ III Международном форуме по педагогическому образованию.

Надо отметить, что развитие международных и межкультурных коммуникаций, как показали исследования профессора Андрея Инстенич Старчич, является одной из важнейших современных профессиональных компетенций для студентов не только Европы, но и мира в целом. Эта компетенция важна сейчас для многих сфер профессиональной деятельности. Способность слаженно работать и успешно взаимодействовать, находя общий язык с представителями различных культур, стран и языковых групп посредством интернета и компьютерных технологий, открывает для будущих специалистов почти безграничные возможности на международном рынке труда.

Справка

Андреа Истенич Старчич – профессор Факультета образования Университета Приморска и Факультета гражданской и геодезической инженерии Университета Любляны, Словения, почетный член Университета Маккуэри в Сиднейском центре обучения и преподавания, Австралия, приглашенный профессор КФУ.

Ее научные интересы включают в себя:

  1. – информационно-коммуникационные технологии и коммуникацию,
  2. – социальное взаимодействие,
  3. – использование инновационных концепций интерфейса, поддерживающие различные группы пользователей,
  4. – индивидуальные и социальные аспекты профессиональной идентичности,
  5. – подготовка учителей.

Андреа – член редакционной коллегии Британского журнала образовательных технологий (BJET), помощник редактора BJET по Европе и Скандинавии.