Основные итоги деятельности Института психологии и образования за 2019 год

Январь  – время для подведения итогов прожитого и точка отсчета для новых дел и начинаний. Об успехах и достижениях уходящего года, а также о целях и задачах на будущий 2020 год рассказал директор Института психологии и образования, руководитель САЕ «Учитель XXI века», профессор Айдар Калимуллин.

2019-й стал годом планомерной работы в области образования в Казанском федеральном университете. Эта масштабная деятельность, охватывающая самые разные направления, ведется в соответствии с Программой повышения конкурентоспособности КФУ и разработанной на ее основе Дорожной картой вуза. И сегодня мы с уверенностью можем говорить о том, что Казанский университет, вобрав в себя образовательный, научный, кадровый и материально-технический потенциалы присоединенных педагогических вузов, трансформировался в крупный научно-образовательный комплекс, отвечающий за подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов: педагогов и психологов.
Нам есть чем гордиться и чему радоваться: Казанский федеральный университет впервые вошел в топ-100 лучших университетов мира по направлению «Образование», заняв 94-е место. Казанский вуз стал единственным российским вузом в первой сотне предметного рейтинга Times Higher Education в этом направлении. Это лучший показатель за всю современную историю российского образования.
Уходящий год был, как никогда, насыщен событиями, которые требовали напряженной подготовки и работы всех без исключения ученых, преподавателей, сотрудников Института психологии и образования. Вспомним лишь некоторые из них.

Январь
В январе прошлого года Казанский университет, благодаря проекту ученых Института психологии и образования «Разработка и реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра», получил статус федеральной инновационной площадки.
Подробнее:  https://media.kpfu.ru/news/proekt-kfu-poluchil-status-federalnoy-innovacionnoy-ploschadki

На базе КФУ создан реестр детских садов, уже реализующих работу с детьми с РАС, проведен анализ существующей практики, а также разработана модель организации детей с РАС на базе образовательного учреждения: консорциума «вуз и детский сад».
Подробнее: https://kpfu.ru/psychology/originalnaya-avtorskaya-model-kompleksnogo-373570.html

КФУ продолжает работу по интеграции молодых исследователей в российскую образовательную науку, одним из приоритетных направлений которой является интернационализация. Для движения по этому направлению университету необходимы компетенции, опыт и запал молодых исследователей – выпускников передовых вузов мира.
Закономерным результатом работы в этом направлении стала награда от программы «Глобальное образование» бизнес-школы СКОЛКОВО и включение КФУ в топ-3 списка работодателей программы: 13 участников программы выбрали татарстанский вуз для обязательной трехлетней трудовой деятельности в РФ после обучения в иностранных университетах за государственный счет.
Подробнее: https://kpfu.ru/psychology/programma-39globalnoe-obrazovanie39-nagradila.html
https://kpfu.ru/psychology/kfu-voshel-v-top-3-spiska-rabotodatelej-programmy.html

Февраль
Российский фонд фундаментальных исследований поддержал грантом четыре проекта ученых Института психологии и образования.
Подробнее Ученые КФУ выиграли 20 грантов РФФИ

Ученые ИПО проводят исследование о психологии развития и саморазвития инновационного потенциала субъектов образовательной деятельности

Учеными ИПО КФУ разрабатывается инструментарий для раннего выявления у особенных детей трудностей социализации

В ИПО КФУ разрабатываются теоретические основы профилактики и коррекции поведения студенческой молодежи в глобальной сети Интернет

Ученые ИПО КФУ изучают возможности саморегуляции познавательных состояний в учебной деятельности студентов

В предметном рейтинге «Образование» британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS) КФУ занимает 251-300 строчки.
https://media.kpfu.ru/news/kfu-povysil-svoi-pozicii-v-reytinge-luchshikh-universitetov-mira

 

Март
Важным событием марта стал запрос на психологов-выпускников Института психологии и образования от муниципальных образовательных организаций, впервые за последние годы поступивший в КФУ.
Подробнее: В республике растет спрос на психологов в области образования

Началась практическая работа по созданию в Республике Татарстан школы нового формата, отвечающей концепции полилингвальной образовательной среды. Предложение было озвучено Госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым. Чтобы понять, способна ли высшая школа республики обеспечить необходимый уровень и качество подготовки учителей, способных работать на новых принципах, и был организован визит первого президента республики в КФУ. Как результат, КФУ получил региональное финансирование на подготовку более 100 учителей для полилингвальных школ. Общая численность обучающихся за счет регионального бюджета превысила 300 человек.
Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев ознакомился с особенностями педагогического образования КФУ
В ходе визита университет показал не только уважение, понимание значимости традиций, но и способность отвечать на современные вызовы: в КФУ реализуются все передовые инновационные технологии, существующие в мире для развития такого важного направления как подготовка учителей.
Подробнее:
В КФУ будут готовить учителей для “школ будущего” Татарстана

Научные сотрудники НОЦ Педагогических исследований Дарья Ханолайнен, Елена Семенова разрабатывают инновационную методику по определению случаев буллинга в школьных коллективах среди подростков. Методика «графические виньетки» опирается на творческий подход в исследовании, научно доказавший свою обоснованность при исследовании сензитивных областей в образовании и психологии. Пилотные проекты проведены в российских школах и в частной школе в Швейцарии. Результаты по исследованию кибербуллинга были представлены исследователями на международном форуме World Anti-Bullying Forum в Дублине.
Подробнее: https://kpfu.ru/psychology/uchitelya-nichego-ne-vidyat-uchenye-ipo-kfu-368043.html

 

Апрель
2019-й год стал прорывным для Института психологии и образования в привлечении финансирования на поддержку научных исследований от крупнейших национальных научных фондов и частных компаний. Общий объем внешних средств, без учета программы повышения конкурентоспособности университета, направляемых на развитие научной деятельности, вырос более чем в 2 раза по сравнению с 2018 годом и превысил 22 миллиона рублей. Это стало возможным благодаря повышению качества и проработанности заявок, направляемых в Российский научный фонд и Российский фонд фундаментальных исследований, а также в связи с успешным формированием существенных заделов по перспективным тематикам.
Среди финансируемых Российским научным фондом исследований – проект «Нейросетевая психометрическая модель когнитивноповеденческих предикторов жизненной активности личности на базе социальных сетей» под руководством профессора Л. Попова.
Подробнее: Ученые ИПО КФУ выиграли грант Российского научного фонда

 

Май
Пятый год подряд Институт психологии и образования КФУ на самом высоком уровне проводит для представителей сферы образования и психологии форум, ставший крупнейшим подобным мероприятием в России, странах Восточной Европы и СНГ. В 2019 году для обсуждения актуальных проблем школьного образования и подготовки учителей в КФУ собрались педагоги из РФ, США, Швеции, Германии, Канады, Китая, Израиля и др.
В качестве спикеров на форуме выступили представители университетов Оксфорда, Дублина и других. Всего же в форуме приняли участие исследователи из 140 высших учебных заведений России и 75 зарубежных из более чем 30 стран. Свыше 600 российских и иностранных ученых обсудили актуальные проблемы подготовки будущего учителя к педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве.
Подробнее:
Пятый международный форум по педагогическому образованию начал свою работу в Казанском университете
Конор Гэлвин: “КФУ становится центром превосходства в России в области педагогического образования”
Две международные конференции
Участники Международного форума по педагогическому образованию IFTE рассказали о своих исследованиях
Второй день работы Международного форума по педагогическому образованию IFTE посвящен молодым педагогам: их адаптации и профессиональному становлению
Почетный профессор Оксфордского университета: “Совместные исследования ученых Казанского и Оксфордского университетов продолжатся”
Профессор Техасского университета: “Главной проблемой в педагогике состоит в отсутствии связи между научными исследованиями и их применением в школах”
Материалы Международного форума по педагогическому образованию проиндексированы в Web of Science
Эксперты КФУ: “Решение проблем детей мигрантов зависит от политики государства”
Профессору КФУ вручили награду от Международной ассоциации Януша Корчака
В КФУ завершил работу Международный форум по педагогическому образованию IFTE

 

Июнь
Коллективная монография исследователей из 11 стран мира «Learning To Teach In Russia: A Review of Policy and Empirical Research» опубликована известным международным издательством Bloomsbury Publishing PLC. Одна из глав подготовлена учеными КФУ – профессорами А.Калимуллиным и Р.Валеевой.
Подробнее: https://teacher21.kpfu.ru/statya-uchenogo-ipo-kfu-vyshla-v-nauchnom-zhurnale-pervogo-kvartilya/

Интересным событием июня стал грант на обучение и работу в Университете Йювяскюля, одном из лидирующих в Финляндии и Европе научных центров в области образования, который выиграла Дарья Ханолайнен, научный сотрудник центра педагогических исследований Института психологии и образования КФУ. Это стало закономерным результатом трехлетней работы выпускницы программы «Глобальное Образование» и молодого ученого в Казанском университете. Команда выпускников программы «Глобальное образование», трудоустроившихся в КФУ, стала одной из самых представительных в России.
https://kpfu.ru/psychology/molodoj-uchenyj-ipo-kfu-vyigral-grant-na-372156.html

 

Июль
Участие в международных конференциях четко очерчивает контуры нового кластера исследований, проводимых в Казанском федеральном университете, посвященных вопросам цифровой трансформации образования.

Показательно, что все эти проекты междисциплинарные и объединяют исследователей в области педагогики, психологии, вычислительной математики и компьютерных наук. Фактически начали вырабатываться новые практики и технологии формирования кросс-дисциплинарных команд для прорывных исследовательских проектов.

Благодаря развитию экспертной репутации КФУ в прошедшем году была активно продолжена практика проведения научных исследований и экспертиз по заказу частных организаций.
В 2019 году в ИПО была проведена экспертиза цифровой образовательной платформы Яндекс.Учебник на предмет его соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Подробнее: https://kpfu.ru/psychology/ekspert-ipo-kfu-yandeksuchebnik-ekonomit-vremya.html

Кроме того, совместно с компанией МТС было проведено изучение практики применения цифровой платформы дистанционного обучения Smart University при подготовке к основному государственному экзамену в 9 классе.
Подробнее: https://kpfu.ru/psychology/uchenye-kfu-proveli-issledovanie-effektivnosti.html

 

Август
Как показывает опыт взаимодействия российских и зарубежных исследователей в области подготовки учителей, большинство проблем педагогического образования в самых разных странах являются типичными, соответственно и пути их решения требуют серьезной международной кооперации. Поэтому не случаен интерес авторитетных и представительных международных научных ассоциаций в области педагогического образования к исследованиям и разработкам, ведущимся в Институте психологии и образования КФУ.
Ученые ИПО КФУ не раз за прошлый год становились участниками международных конференций.
Одним из важных результатов участия ученых Казанского университета в Международной конференции по педагогическому образованию ATEE стало включение КФУ (единственного вуза России) в новый сетевой проект ATEE «Педагогическое образование в Центральной и Восточной Европе: последние события и будущие вызовы».
Подробнее: https://kpfu.ru/psychology/uchenye-kfu-prinyali-uchastie-v-rabote-374650.html

Ректор КФУ, профессор, академик РАО И.Гафуров возглавил российскую делегацию на одной из самых авторитетных в мире конференций Всемирной ассоциации исследователей в области образования WERA. Он представил опыт Казанского университета в области подготовки учителей. Его доклад затронул ключевые вопросы педагогического образования, актуальные для многих стран – оценку эффективности подготовки учителя, ответственность учителя перед обществом, государственную политику в области педобразования.
https://media.kpfu.ru/news/rektor-kfu-predstavil-opyt-kazanskogo-universiteta-v-oblasti-podgotovki-uchiteley-na

На конференции WERA ученые Казанского университета не только рассказали о современных реформах, акцентировав внимание на том, что педагогическое образование находится в переходном состоянии от традиционной модели к модели подготовки учителей в классических и непедагогических университетах, принятой в большинстве стран мира, но и презентовали новую модель педагогического образования, созданную и реализуемую в Казанском федеральном университете.
Подробнее: https://kpfu.ru/psychology/model-podgotovki-uchitelej-v-kazanskom-374239.html

 

Сентябрь
Итоги приемной кампании Казанского федерального университета подтвердили факт, что направление обучения «Педагогическое образование» становится все более востребованным среди абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ.
По итогам приема 2019 года на первый курс всех направлений в Казанский университет поступило 11933 человек. Из них на направления педагогического образования – 2150, в том числе 740 – в Институт психологии и образования. Таким образом, студенты-педагоги составляют 18% от всего студенчества нашего вуза (для сравнения в 2018 году – 16%).
В ИПО высокий конкурс не только на бакалаврские, но и на магистерские программы. Средний показатель ЕГЭ абитуриентов, претендующих на обучение в КФУ по педагогическому профилю, превышает 78 баллов и ежегодно растет. Конкурс по направлению «Начальное образование и иностранный (английский) язык» составляет 19 человек на место. Рекордсменами по максимально набранным баллам стали абитуриенты, поступившие на специальности «Педагогическое образование. Иностранный (английский) язык и второй иностранный язык», набравшие 277 баллов, и на «Педагогическое образование. Русский язык и иностранный (английский) язык)» – с 289 баллами.
Кстати, по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» КФУ вновь вошел в число десяти лучших вузов России этого направления. Кроме того, наш университет стал российским лидером по набору студентов-контрактников на педагогическое направление обучения.
Подробнее: https://kpfu.ru/psychology/v-ipo-poyavilis-novye-programmy-obucheniya-369429.html

https://kpfu.ru/psychology/specialnost-pedagogicheskoe-obrazovanie-378351.html

https://media.kpfu.ru/news/preskonf-po-itogom-priemnoy-kompanii

 

Региональный научный центр Российской академии образования в Приволжском федеральном округе функционирует на базе Казанского федерального университета третий год. Его создание стало закономерным результатом работы ученых Института психологии и образования КФУ и РАО.
В прошедшем году произошла существенная трансформация структуры Регионального научного центра Российской академии образования. Фактически работа центра была полностью переформатирована с целью содержательного развития исследований, проводимых под эгидой РАО.
В 2019 году в структуре центра были созданы три новые лаборатории: «Цифровые образовательные решения», «Когнитивные исследования в образовании», «Управление образованием». Подобная организационная структура позволила консолидировать ресурсы и тематически объединить проводимые в Казанском федеральном университете научные изыскания.
Подробнее: https://kpfu.ru/psychology/rukovoditel-privolzhskogo-nauchnogo-regionalnogo.html

Ежегодная конференция Европейской ассоциации исследователей в области образования ECER2019, прошедшая в Гамбургском Университете, собрала около трех тысяч ученых из разных стран мира. В рамках взаимодействия с научно-исследовательскими сетями Европейской Ассоциации Исследователей в Области Образования «Teacher Education Research», «ICT in Education and Training», учеными Института психологии и образования Казанского федерального было подготовлено к презентации три доклада по результатам проведенных исследований.
Подробнее: https://kpfu.ru/psychology/potencial-kfu-poluchil-vysokuju-ocenku-na-376729.html

 

Октябрь
В 2019 году начала формироваться новая цифровая инфраструктура для учебного процесса и развития исследований в сфере образования. В структуре Казанского федерального университета был открыт «Центр цифровых образовательных технологий EduTech», создана аудитория проектирования цифровых образовательных сред, а также начал формироваться новый центр дистанционного обучения и проектирования онлайн-курсов.
Развитие инфраструктуры должно обеспечить поддержку формирующимся исследовательским группам по тематикам, связанным с цифровой трансформацией образования, а также привлечь крупнейших отечественных и зарубежных производителей программных и аппаратных решений в образовании к процессу подготовки и повышения квалификации учительских кадров.
Подробнее: https://kpfu.ru/psychology/v-kazanskom-federalnom-universitete-otkroetsya.html
https://media.kpfu.ru/news/uchenomu-sovetu-kfu-prodemonstrirovali-obnovlennye-korpusa-universitetskoy-kliniki-i

Опыт КФУ в области миграционной педагогики был представлен доцентами Р.Хайрутдиновой и Ч.Громовой во время их стажировок в университетах США и на Международной научной конференции «ICCCIC 2019» (Лос-Анджелес).
https://kpfu.ru/psychology/uchenye-instituta-psihologii-i-obrazovaniya-380144.html

Логическим продолжением научных кросс-культурных исследований стала статья «Attitudes Toward Cultural Diversity: A Study Of Russian Teachers», опубликованная в научном журнале первого квартиля Journal for the Study of Religions and Ideologies, в которой представлены результаты предварительного исследования социальных установок учителей по отношению к этническим и религиозным группам и переменных, влияющих на такие отношения.
https://kpfu.ru/psychology/statya-uchenyh-kfu-ob-otnoshenii-rossijskih-364265.html

 

Ноябрь
Знаковое событие ноября – это включение КФУ в топ-100 лучших вузов мира. Заняв 94 позицию среди лучших вузов мира в предметной области «Образование», согласно рейтинга агентства Times Higher Education, Казанский федеральный университет значительно продвинулся в таких показателях как международная репутация, качество преподавания, цитирование и др.

Подробнее: https://kpfu.ru/psychology/kfu-voshel-v-pervuju-sotnju-predmetnogo-rejtinga.html

Дальнейшее существенное развитие получила складывающаяся в КФУ научная школа «Психические состояния». В 2019 году исследования, проводимые в ее рамках, были поддержаны двумя грантами РФФИ на общую сумму около четырех миллионов рублей. Кроме того, в редакции Института психологии Российской академии наук вышла монография профессора А.Прохорова и А.Чернова «Рефлексивная регуляция психических состояний», призванная обобщить текущие итоги проведенных исследований.
Подробнее: https://kpfu.ru/psychology/kniga-uchenyh-kfu-vyshla-v-izdatelstve-instituta.html

В официальном журнале крупнейшей международной ассоциации психиатров в Европе EPA European Psychiatry опубликованы сразу две статьи ученых Института психологии и образования Казанского университета.
Подробнее https://kpfu.ru/psychology/stati-uchenyh-ipo-kfu-byli-opublikovany-v-380999.html

 

Декабрь
В 2019 году грантом РФФИ был поддержан трехлетний проект Казанского федерального университета по анализу больших данных, хранящихся в информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан». Данная информационная система накапливает данные с 2009 года и сегодня содержит более 2 миллиардов непрерывно обновляемых данных о 100 000 уникальных педагогов и об 1 миллионе уникальных учащихся.
Проект реализуется при поддержке Министерстве цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан и предполагает разработку к 2021 году аналитического модуля, позволяющего управленцам в сфере образования принимать обоснованные решения на основе данных. Проект позволит использовать современный междисциплинарный потенциал КФУ на благо развития системы общего образования региона.
За год на 4,6 процентных пункта вырос показатель КФУ по группе индикаторов «Исследования», которая формируется по итогам суммирования данных об исследовательской репутации, дохода от исследовательской деятельности и продуктивности исследований.

Результаты научных исследований ученых ИПО были опубликованы в ведущих международных журналах по педагогике: особый резонанс имели статьи в журналах первого и второго квартиля, подготовленные в коллаборации с учеными ведущих университетов мира. Только в последние недели 2019 года команды ученых ИПО КФУ представили свои исследования на конференциях в Польше и Израиле.
https://kpfu.ru/psychology/v-varshave-proshla-konferenciya-eminent_380503.html
https://kpfu.ru/psychology/shkola-zhizni-v-xxi-veke_380830.html

 

Сделано много, но, разумеется, всем нам хочется большего. Уверен, что в наступающем 2020 году мы продолжим свое динамичное развитие. Для этого есть все условия, а главное – есть объединяющее нас всех понимание, что успех придёт, если мы будем много и дружно трудиться, быть сплоченной командой, ясно видящей цели и пути их достижения, – резюмировал директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин.