Оригинальная авторская модель комплексного сопровождения детей с аутизмом разрабатывается учеными КФУ

Исследователи Института психологии и образования Казанского федерального университета разрабатывают и реализуют адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Доцент кафедры дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования КФУ Алла Твардовская рассказала об исследовательском проекте, получившим статус  федеральной инновационной площадки.

По мнению ученого КФУ,  число детей с аутизмом стремительно растет во всем мире, делая проблему их образования и социализации  все более насущной.  Однако, как открыто признает профессиональное сообщество, в нашей стране остро недостает  опыта обучения и воспитания этих детей, равно как и теоретического осмысления всех необходимых для этого условий.  При этом зарубежные подходы,  подтвердившие свою эффективность в некоторых странах, не всегда отвечают российским условиям.

В рамках Федеральной инновационной площадки «Разработка и реализация  адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра» разрабатывается модель помощи детям с расстройствами аутистического спектра, — пояснила руководитель проекта.

В рамках этой программы будут использованы инновационные методы сопровождения детей с РАС, а также будет создана модель организации детей с РАС на базе  образовательного учреждения – консорциума «вуз и детский сад» на базе КФУ.

Сегодня перед нами встала задача — структурировать систему методов, технологий и приемов так, чтобы было удобно и дошкольникам, и детям с РАС, а дети с РАС могли, пройдя определенные этапы только в коллективе детей с РАС, стать частью инклюзивных групп.

Как это может происходит? На практике такие детки  с 5-6 лет находятся только в группе детей с РАС, а в 6-7 лет (подготовительный этап) переходят в инклюзивную группу.

В настоящее время, — уточнила А.Твардовская, —  пять детских садов в Казани реализуют разные формы сопровождения детей с РАС. Мы в своей работе собираемся опираться на единственный доказанный ABA метод (поведенческая терапия для аутистов, или АВА терапия , является основой абсолютного большинства программ, цель которых лечить аутизм у детей), используемый для работы с детьми с РАС. Этот метод применяется в детском саду №109 г. Казани и отличается использованием поведенческих приемов, стратегий, тактик, технологий в организации жизни, в снижении проблемного поведении, в структурировании среды. Этот метод наиболее эффективен на сегодняшний день среди всех имеющихся методик. 

Сегодня в детских садах РТ есть дети с РАС с невыраженными поведенческими проблемами, но системной комплексной работы, которая проводилась бы под научным руководством, систематизировала научную основу, вырабатывала бы какие-то общие решения в РТ и в ближайших регионах — у нас нет. 

Разрабатываемая в КФУ модель определит основные направления ее реализации на территории Республики Татарстан. В ней учтена специфика  условий получения детьми с аутизмом дошкольного образования, коррекции нарушений развития и успешной социализации, необходимость работы с семьей и подготовка специалистов для подобной работы, а также определен круг необходимых дальнейших исследований.

Практическое применение разработанной модели по работе с дошкольниками, у которых обнаружено расстройство аутического спектра, станет возможным в детском саду КФУ для малышей с особенностями развития.

В детский сад КФУ будут направляться дети по решению городской медико-психолого-педагогической комиссии. Она, направляя ребенка в ДОУ, может рекомендовать обучение и воспитание по нашей адаптированной образовательной программе для дошкольников с РАС. В подобной модели остро нуждаются педагоги-практики  и психологи, специалисты, осуществляющие управление на всех уровнях образования и даже родители, воспитывающие таких детей, — резюмировала Алла Твардовская.