Исследователи Института психологии и образования Казанского федерального университета разрабатывают и реализуют адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
Доцент кафедры дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования КФУ Алла Твардовская рассказала об исследовательском проекте, получившим статус федеральной инновационной площадки.
По мнению ученого КФУ, число детей с аутизмом стремительно растет во всем мире, делая проблему их образования и социализации все более насущной. Однако, как открыто признает профессиональное сообщество, в нашей стране остро недостает опыта обучения и воспитания этих детей, равно как и теоретического осмысления всех необходимых для этого условий. При этом зарубежные подходы, подтвердившие свою эффективность в некоторых странах, не всегда отвечают российским условиям.
— В рамках Федеральной инновационной площадки «Разработка и реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра» разрабатывается модель помощи детям с расстройствами аутистического спектра, — пояснила руководитель проекта.
В рамках этой программы будут использованы инновационные методы сопровождения детей с РАС, а также будет создана модель организации детей с РАС на базе образовательного учреждения – консорциума «вуз и детский сад» на базе КФУ.
— Сегодня перед нами встала задача — структурировать систему методов, технологий и приемов так, чтобы было удобно и дошкольникам, и детям с РАС, а дети с РАС могли, пройдя определенные этапы только в коллективе детей с РАС, стать частью инклюзивных групп.
Как это может происходит? На практике такие детки с 5-6 лет находятся только в группе детей с РАС, а в 6-7 лет (подготовительный этап) переходят в инклюзивную группу.
— В настоящее время, — уточнила А.Твардовская, — пять детских садов в Казани реализуют разные формы сопровождения детей с РАС. Мы в своей работе собираемся опираться на единственный доказанный ABA метод (поведенческая терапия для аутистов, или АВА терапия , является основой абсолютного большинства программ, цель которых лечить аутизм у детей), используемый для работы с детьми с РАС. Этот метод применяется в детском саду №109 г. Казани и отличается использованием поведенческих приемов, стратегий, тактик, технологий в организации жизни, в снижении проблемного поведении, в структурировании среды. Этот метод наиболее эффективен на сегодняшний день среди всех имеющихся методик.
Сегодня в детских садах РТ есть дети с РАС с невыраженными поведенческими проблемами, но системной комплексной работы, которая проводилась бы под научным руководством, систематизировала научную основу, вырабатывала бы какие-то общие решения в РТ и в ближайших регионах — у нас нет.
Разрабатываемая в КФУ модель определит основные направления ее реализации на территории Республики Татарстан. В ней учтена специфика условий получения детьми с аутизмом дошкольного образования, коррекции нарушений развития и успешной социализации, необходимость работы с семьей и подготовка специалистов для подобной работы, а также определен круг необходимых дальнейших исследований.
Практическое применение разработанной модели по работе с дошкольниками, у которых обнаружено расстройство аутического спектра, станет возможным в детском саду КФУ для малышей с особенностями развития.
— В детский сад КФУ будут направляться дети по решению городской медико-психолого-педагогической комиссии. Она, направляя ребенка в ДОУ, может рекомендовать обучение и воспитание по нашей адаптированной образовательной программе для дошкольников с РАС. В подобной модели остро нуждаются педагоги-практики и психологи, специалисты, осуществляющие управление на всех уровнях образования и даже родители, воспитывающие таких детей, — резюмировала Алла Твардовская.