30 апреля были подведены предварительные итоги работы творческой группы по исследованию САЕ – новой модели педагогического образования.
Под САЕ (стратегической академической единицей) мы понимаем Институт психологии и образования, который характеризуется:
— эффективной системой управления, ориентированной на решение образовательных и научно-технологических (в том числе фундаментального характера) задач;
— ведущей ролью в организации педагогического образования в Казанском федеральном университете, интеграцией и координацией с другими структурными подразделениями университета;
— значительным вкладом в деятельность университета, в том числе в показатели результативности проекта создания и развития САЕ;
— высоким заделом по следующим группам ресурсов: научно-педагогические работники; талантливые, активные студенты (аспиранты); уникальные образовательные программы, методы обучения, необходимые для прироста знаний студентов;
— существующими активно развивающимися проектами в области учебной и научно-исследовательской кооперации с ведущими зарубежными научно-образовательными центрами;
Институт характеризуется:
— ресурсной базой, инфраструктурой (в т.ч. информационными ресурсами), необходимой для реализации высококонкурентных/уникальных исследовательских проектов,
— системой соглашений с партнерскими организациями за пределами университета, обеспечивающей доступ к соответствующим ресурсам/инфраструктуре;
— реалистичной программой для развития своей деятельности, которая обеспечивает (и увеличивает) вклад соответствующей единицы в развитие университета и приращение его целевых показателей, а также закрепляет системообразующую роль стратегической академической единицы в обеспечении конкурентных преимуществ для университета на национальном и международном уровнях;
— сбалансированной финансово-экономической моделью, предусматривающей выход на самоокупаемость за счет привлечения необходимого количества ресурсов из непроектных источников.
Цели создания САЕ в Институте психологии и образования КФУ – повышение качества подготовки выпускников университета, формирование новой модели учителя – учителя XXI века, развитие конкурентоспособности университета в сфере педагогического образования (в соответствии с международными показателями).
Основные направления разработки САЕ:
— нормативно-правовая базы функционирования САЕ в структуре Казанского федерального университета;
— инновационная практикоориентированная модель педагогического образования, функционирующая в условиях федерального университета;
— новая модель учителя – учителя 21 века;
— образовательные стандарты и вариативные траектории подготовки учителей;
— организационно-методическое и научно-методическое обеспечение реализации образовательных стандартов по педагогическому образованию в условиях федерального университета.
Основные задачи:
— создание творческой инициативной группы по разработке в рамках САЕ инновационной практикоориентированной модели педагогического образования;
— разработка нормативно-правовой базы функционирования САЕ в структуре Казанского федерального университета;
— обоснование и обеспечение реализации образовательных стандартов и вариативных траекторий подготовки учителей в условиях федерального университета;
— обеспечение организационно-методического, научно-методического, информационно-методического сопровождения реализации образовательных стандартов по педагогическому образованию.
Модель педагогического образования, носителем которой является Институт психологии и образования КФУ, включает разные траектории подготовки учителей: вариативную траекторию, распределенную траекторию, переподготовку бакалавров предметной подготовки, переподготовку педагогов на другую дисциплину, центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, педагогическую интернатуру, педагогическую магистратуру.
Все траектории основываются на принципах вариативности, модульности, единства всех уровней педагогического образования, преемственности и технологичности этого образования: единые для всех траекторий модули позволяют расширить вариативность входов (и выходов) студентов в ту или иную траекторию (в бакалавриат, переподготовку и т.д.). Магистратура и интернатура – верхние ступени педагогического образования и строятся по принципу преемственности с базовой подготовкой бакалавров. Образовательные результаты также отличает единство и преемственность с базовой подготовкой бакалавров и магистров.
Модель имеет технологичный характер: достижение образовательных результатов осуществляется за счет оптимального сочетания активных технологий и электронных образовательных ресурсов.
Основные ожидаемые результаты от реализации Проекта (новой модели педагогического образования) связаны с повышением качества высшего педагогического образования в России, с формированием новой модели учителя – Учителя XXI века, с удовлетворением рынка труда, сложившегося в образовании России в последние годы; в результате развития САЕ студенты получат широкий спектр образовательных траекторий; университет получит новые возможности для интеграции в мировое образовательное пространство; личностно ориентированное, вариативное и мобильное педагогическое образование обеспечит очевидные преимущества КФУ перед многими университетами мира.
В.Ф.Габдулхаков