Николай Веракса: ‘Люди, занимающиеся дошкольным образованием, должны знать мировые достижения практики и теории’

В рамках VII Международного форума по педагогическому образованию пройдет заседание симпозиума «Современный дошкольник в цифровом образовательном пространстве: ресурсы и риски».

Постоянный участник Форума, профессор, главный редактор научно-практического журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика» и международного научного журнала Early Childhood Education Today, ректор Московской педагогической академии дошкольного образования, руководитель центра воспитания и социальной педагогики Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Николай Веракса глубоко убежден, что дошкольное образование важнее любого другого.

— Детство ведь не просто период жизни человека, а некоторое состояние, отношение к миру, которое хочется сохранить на всю жизнь. Это важно иметь в виду специалистам системы образования, — делится своими мыслями профессор. — Именно в детстве закладывается основа всего, что будет с человеком в его жизни. Детям надо опробовать себя в разных сферах. А мы, педагоги и родители, должны дать им право на реализацию желаний.

Профессор выступает соавтором исследования о взаимосвязи использования цифровых устройств и развития регуляторных функций у современных московских дошкольников. Результаты исследования будут представлены во время работы Форума.

— В современном мире среднее время ежедневного использования цифровых устройств (далее – ЦУ) дошкольниками составляет около 3 часов. А в связи с пандемией COVID-19 вовлеченность детей в цифровые активности существенно возросла, так как многие развлекательные, образовательные и коммуникативные процессы переместились в дистанционный мультимедийный формат. Использование ЦУ влияет на все сферы развития дошкольников, в частности на регуляторные функции (далее — РФ) развитие которых является одним из ключевых достижений в старшем дошкольном возрасте и служит важным предиктором успешности будущего обучения в школе. Мы постарались изучить, как связаны у московских дошкольников особенности использования ЦУ и развитие компонентов РФ.

Наше исследование показало, что дети, которые пользуются ЦУ раз в неделю или по выходным, имеют более высокий уровень развития слуховой рабочей памяти, когнитивной гибкости и сдерживающего контроля чем дети, которые пользуются ЦУ 3-4 раза в неделю. Из полученных результатов можно сделать вывод о важности участия взрослых в использовании ЦУ дошкольниками. Ведь именно при наличии контроля со стороны взрослых за использованием ЦУ и общения в процессе этого использования дети будут использовать ЦУ в течение оптимального времени и делать это более развивающим образом.

Мы наметили перспективы дальнейших исследований: изучение степени включенности взрослых в использование ЦУ дошкольниками, исследования связи РФ и использования ЦУ с учетом характеристик медиаконтента, который дети потребляют в процессе использования ЦУ (содержание игр, мультфильмов, видеоканалов, мобильных приложений, компьютерных программ), а также числа часов в день, которые дети проводят у экрана.

Дошкольное образование – задача мирового уровня. Люди, которые занимаются этим, должны знать самые лучшие наработки, мировые достижения в практике и теории, которые появляются сегодня в этой области, — резюмировал ученый.