На Х Международной психологической школе в КФУ рассказали о понимании и «кризисе психологии» в России

Виктор Знаков – доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии психологического факультета МГУ, первый заместитель директора Института психологии РАН – посетил КФУ, а именно Институт психологии и образования, для участия в Юбилейной психологической школе психологии состояний. На базе кафедры психологии личности школа психологии состояний проводится ежегодно и пользуется большой известностью среди учёных, занимающихся проблемами психологии состояний в России и за её пределами.

Профессор Знаков в этом году выступал с открытой лекцией по проблематике психологии понимания. Вот уже пятый год он делится своим научным опытом с коллегами – уже состоявшимися в психологии студентами, аспирантами и магистрами психологических факультетов различных российских и зарубежных вузов Казани.

Как отметил сам Виктор Знаков, судя по тому, что популярность Школы психологии состояний, проводимой кафедрой общей психологии Института психологии и образования КФУ, с каждым годом только растёт (что заметно по увеличению количества представляемых здесь научных докладов и увеличению количества городов и стран-участников), ни о каком «кризисе психологии» говорить не приходится. Это заметно и по развивающимся в различных городах России психологических направлениях. Можно лишь говорить о снижении уровня централизации в развитии психологической науки, ведь раньше основные психологические исследования велись в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Но сейчас достаточно интенсивно развиваются многие направления психологии в таких городах, как Казань, Самара, Оренбург и многие другие.

Виктор Знаков подчеркнул, что психология состояний была бы невозможна без активной научной работы Александра Прохорова, доктора психологических наук, профессора КФУ, заведующего кафедрой общей психологии ИПО КФУ) и его учеников. Благодаря его исследованиям тема психических состояний превратилась в полноценное направление психологии и можно сказать, что казанская психологическая школа стоит на первом месте по научным достижениям в этой области.

О своих исследованиях и их связи с психологией состояний профессор Знаков сказал следующее: «Область моих научных интересов – это психология понимания. Не просто понимания, а понимания окружающего мира в его взаимосвязях и отношениях. В своей открытой лекции в раках школы психологии состояний КФУ я в первых же словах разделяю мышление и понимание. В чём же тут разница? – Всё очень просто.

Мышление – это процесс, направленный на порождение нового знания. С пониманием же совсем другая история. Понимание – это процесс, направленный на порождение смыслов (личностных, индивидуальных и т.д.). А именно, не только получение чистой информации, но и способов её использования, что невозможно без понимания её сути.

То же самое относится и к состояниям – мало того, что человек находится в каком-то определённом состоянии в каждый момент времени, но у него ещё есть свое особенное представление и понимание своего состояния, помимо того, что у него ещё есть и определённое отношение к своему состоянию. Так что смело можно сказать, что психология состояния уже основательно и давно упирается в психологию понимания. Научные интересы Александра Прохорова и его учеников сейчас в рамках психологии состояний затрагивают и психосемантику состояний, и понятие «образ психических состояний», и другие направления, относящиеся больше к понятийным структурам, нежели к психофизиологическим, как было раньше».

Вопросы понимания подростками ситуаций насилия, проблема непонимания солдат-афганцев людьми, которые не воевали, понимание людьми моральной этичности/неэтичности абортов и эвтаназии, исследования по которым проводил Виктор Знаков (и представил результаты своих исследований во время Школы психологии состояний в Институте психологии и образования КФУ), требуют, безусловно, всестороннего рассмотрения.

С учётом того, что современные тенденции развития психологии просто вынуждают использовать комплексный подход для изучения психический явлений, глупо было бы утверждать, что разные направления психологии развиваются сами по себе и ни от чего больше не зависят. Тем современная наука и отличается от науки прошлого века в целом. И речь идёт не только о психологии.

Согласитесь, для того чтобы получить наиболее адекватные данные по исследованиям и научным экспериментам, необходимо учитывать огромное количество самых разных факторов в самых разных плоскостях и под самыми разными углами зрения. Это связано с тем, что мировая наука, как и всё в этом мире, не стоит на месте, что также отметил профессор Знаков, отвечая на вопросы журналистов.

В планах Виктора Знакова, по его же собственному утверждению, – продолжать поддерживать профессиональные и дружеские связи с учеными Института психологии и образования КФУ в рамках научных конференций, открытых лекториев и работы по вопросам Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).