На форуме по педагогическому образованию  IFTE ведущие редакторы мировых научных изданий расскажут о новых требованиях к статьям

Стало традицией, что одна из сессий Международного форума по педагогическому образованию (IFTE) посвящена научным публикациям.

Организаторы Форума по педагогическому образованию ставят перед собой задачу не только изучить и распространить передовые международные практики в области педагогического образования, добиться продвижения в мировое научное пространство российского опыта, имеющего свои уникальные подходы,  но и помочь всем, кто участвует в процессе создания научных публикаций: исследователям, рецензентам, редакторам и издателям — лучше понять текущие проблемы и повысить качество литературы, а , следовательно, исследований в области образования.

Соредактор журнала «Образование и саморазвитие», издаваемого в КФУ, приглашенный профессор Института психологии и образования Ник Рашби, возглавлявший журнал Programmed Learning and Educational Technology, затем Interactive Learning International и, наконец, последние 22 года (до декабря 2015 года) работавший редактором журнала British Journal of Educational Technology, с 2016 года ведет консультативную и практическую помощь в приведении журнала КФУ в соответствие с международными стандартами научных изданий.

В результате, журнал в 2020 году стал вторым российским изданием в области образования и первым гуманитарным журналом Казанского университета, вошедшим в четвертый квартиль базы данных Scopus.

Ник Рашби не раз говорил, что «с 1665 года — момента появления первого научного журнала — ученые по-прежнему руководствуются основополагающими принципами публикаций научных статей: популяризация надежных научных знаний посредством экспертного рецензирования».

— Сегодня можно утверждать, что роль издателя кардинально меняется и может со временем вообще исчезнуть. Ведь сейчас довольно просто запустить вебсайт, где авторы смогут загружать свои статьи, а другие исследователи комментировать их. Почему же до сих пор именно редактор журнала должен принимать решения, какие статьи публиковать? Смею предположить, если отменить значимость роли редактора, то это приведет к повышению количества фальшивых исследований, — высказался Ник Рашби. — Конечно, издательства качественных научных журналов значительно повышают ценность своих публикаций. Но я бы сейчас на первое место поставил их вклад в организацию и отслеживание качественного процесса рецензирования, сохранения постоянного архива опубликованных статей.

Выступив в этом году организатором секции International perspectives/ « Международные перспективы», Ник Рашби предложил главным и техническим редакторам мировых научных изданий поделиться передовой редакционной практикой по выпуску научных журналов.

— Сессия научных публикаций на IFTE 2021 будет построена на ресурсах ISMTE — International Society of Managing and Technical Editors (Международного общества главных и технических редакторов научных журналов), — пояснила исполнительный директор IFTE, замдиректора по международной деятельности ИПО КФУ Татьяна Баклашова. — Члены комитета ISMTE по образованию и стандартам представят свои короткие презентации, показывающие общие проблемы, с которыми сталкиваются редакторы во время работы с присланными статьями.

Заявленные темы выступлений спикеров: «Как легитимные журналы могут отличаться от хищных журналов», «Стандарты профессионального развития», «Делаем данные доступными», «Получение более качественных цифр / изображений для публикации», «Публикация в Times во время COVID-19: что мы узнали на данный момент?» (Фил Херст; Стефано Бертоцци; Саманта Хиндл), «Увидеть и быть увиденным: анализ цитирования и индексации» (авторы Лорен Топпер, Джош Николсон), «Повторное использование текста: контекст имеет значение» (Юнъян Ли; Хелен Маклин), «Прозрачность в издательском процессе» (Брайан Минихан, Тревор Лейн, Майкл Уиллис) т др.

Кстати, напомним, что на Форуме 2017 года профессор дал советы молодым ученым:

— Во-первых, необходимо стремиться к международным стандартам, ориентируясь на мировой уровень. Конечно, этот процесс — процесс подстройки под новые для научного сообщества России стандарты —  займет какое-то время: но эта задача вполне достижима через менторство, поддерживая работу с каждым конкретным автором. Это дает возможность улучшить общее качество публикаций.

Но лучший совет, который я могу дать, это совет, полученный мной еще в молодости: выбирайте тему, которую еще никто не исследовал, для того чтобы стать лучшим экспертом по выбранной вами тематике.

Справка

Ник Рашби работает в области образовательных и учебных технологий более 45 лет. После получения своей первой степени в области электроники, он учился в Имперском Колледже в департаменте компьютерных наук, специализируясь на применении искусственного интеллекта в компьютеризированном обучении.

Обладатель диплома в области преподавания и управления обучением в системе высшего образования, полученного в Лондонском Институте Образования.

За свою карьеру он координировал проекты по Национальной Программе развития компьютеризированного обучения, возглавлял международный информационный центр по использованию компьютеров в обучении и образовании, проводил мультимедийные обучающие мероприятия для Pa Consulting Group, и возглавлял техническую группу, разрабатывавшую новую мультимедийную рекламную систему для аэропортов и метро.

Он работал с большим количеством клиентов в большинстве секторов и на всех уровнях их организации, включая консультирование на уровне правления. Ник является автором множества статей по разнообразным аспектам образовательных технологий, и с недавних пор является соредактором «Справочника образовательных технологий», изданым в издательстве Wiley.

В течение 36 лет он был редактором в журналах, вначале в «Programmed Learning and Educational Technology», затем «Interactive Learning International», и, наконец, последние 22 года до декабря 2015 года он был редактором журнала British Journal of Educational Technology. Его текущие интересы включают в себя помощь начинающим исследователям в осознании технологии научных публикаций, а также в продвижении открытых данных в педагогических исследованиях.