Миграция и школа. Ученые со всего мира встретились в Университете Потсдама

Международная научная конференция «Cultural Diversity, Migration, and Education», прошедшая с 23 по 25 августа 2018 года в Университете г. Потсдам, была посвящена вопросам культурного разнообразия в школьной жизни.

В мероприятии приняли участие исследователи более чем из 30 стран мира. Россию на конференции представили Дина Бирман, приглашенный профессор КФУ из Университета Майами (США), и ученые Института психологии и образования Казанского федерального университета Чулпан Громова и Резеда Хайрутдинова.

Миграция на сегодня не является новым явлением, но в последние несколько лет беспрецедентное число людей испытало вынужденное переселение. Примечательно, что среди них 51% моложе 18 лет, что делает миграцию важнейшей проблемой развития ребенка в XXI веке. Успех детей м

игрантов в образовании имеет решающее значение как для них самих, так и для всего общества в целом.

Международная научная конференция, финансируемая Германским исследовательским фондом (DFG), ставила перед собой цель — лучше понять, каким образом культурное разнообразие и проблемы, связанные с миграцией, являются потенциальными ресурсами, способствующими положительному образовательному опыту детей и успеху в школе. «Мы пригласили исследователей, которые занимаются миграцией и культурным разнообразием в образовательном контексте», — отметила организатор конференции, профессор Линда Янг. «Есть перспективы из разных стран, поэтому мы можем многому научиться друг у друга. Разнообразие должно стать частью глобального дискурса, рассматриваться как позитивный ресурс и обсуждаться с точки зрения его актуальности для учителей, исследователей, политиков».

Среди приглашенных гостей и докладчиков были ведущие ученые из Европы и США, среди которых Джеймс Бэнкс (Университет Вашингтона, США), Хирокадзу Йошикава (Нью-Йоркский университет, США), Дина Бирман (Университет Майами, США), Наташа Варикоо (Гарвардский университет, США), Карен Фалет (Университет Льювена, Бельгия) и др.

Джеймс Бэнкс — всемирно известный и удостоенный множества наград ученый, теоретик и идеолог мультикультурного образования. Он опубликовал многочисленные книги по данной теме. Долгое время являлся президентом Американской ассоциации образовательных исследований (AERA). В своем ключевом докладе ученый отметил, что глобальная миграция, стремление различных групп к равенству и рост популистского национализма усложнили развитие гражданства в странах мира. Джеймс Бэнкс обозначил особую роль школ в сокращении неудачной гражданственности и оказании помощи маргинализованным группам.

Хирокадзу Йошикава является автором образовательных программ по психологии социального вмешательства и развития человека, занимается изучением последствий государственной политики, связанных с иммиграцией, ранним детством и сокращением бедности. Ученый выиграл грант MacArthur Grant стоимостью 100 миллионов долларов на реализацию проекта по психолого-педагогическому сопровождению и социальной помощи для детей из семей сирийских беженцев. На конференции ученый представил результаты исследований по внедрению программ раннего развития детей в семьях беженцев и переселенцев на Ближнем Востоке.

Дина Бирман и Наташа Варикоо посвятили свои ключевые доклады проблемам отношений между образованием, расовым и этническим разнообразием и справедливостью, а также представлениям молодежи о меритократии в школах и университетах США.

Карен Фалет в своих исследованиях уделяет особое внимание межгрупповым контактам и конфликтам среди подростков, их аккультурации, эмоциям и мотивации. На

конференции она представила результаты некоторых из ее нынешних проектов, включающих развитие и адаптацию турецко-бельгийских подростков, ливанских детей из среды иммигрантов и британскую бикультурную идентификационную школу.

В ходе конференции состоялись четыре тематические сессии, представляющие собой классический групповой дискуссионный формат: «Инновационные методы изучения разнообразия в образовательных и общественных контекстах»; «Роль религии, религиозности и самобытности в школах»; «Дезагрегирование ярлыка “Мигрант”: какие проблемы актуальны для всех мигрантов по сравнению с конкретными группами?»; «Эффективное сотрудничество детей, учителей и школы для создания позитивного школьного климата».

На секционных заседаниях ученые из разных научных областей (педагоги, психологи, социологи, политологи) презентовали свои исследовательские проекты перед международной аудиторией. В рамках симпозии «Взаимоотношения учителя и учащихся в культурно разнообразной образовательной среде: нормы, ожидания и взаимодействие» был представлен доклад Чулпан Громовой и Резеды Хайрутдиновой «Обучение детей мигрантов в начальной школе: практики и установки российских учителей», обобщающий результаты двухлетнего качественного исследования, проведенного под руководством профессора Дины Бирман. Исследование направлено не только на выявление образовательных практик и отношений учителей к детям мигрантам, но и на нахождение взаимосвязи между установками и практиками работы учителя. По словам Чулпан Громовой: «В отличие от других докладов, представленных на секции, в нашей работе была использована качественная методология. Это стало предметом оживленной дискуссии между сторонниками качественных и количественных методов исследования. Кроме того российский контекст вызывал большой интерес у ученых, занимающихся данной проблематикой».

Результатом участия на конференции ученых КФУ явилась договоренность о проведение международного семинара по проблемам миграции в образовании в рамках V Международного форума по педагогическому образованию в мае 2019 г. в Казани, в котором примут участие ведущие исследователи США, Германии, Швейцарии, Италии и России. «Помимо этого, — добавила Резеда Хайрутдинова, — в декабре 2017 года совместно с учеными Университета Потсдама Линдой Янг и Майей Щахнер мы подали заявку на грант Германского исследовательского фонда (DFG). И очень надеемся, что с января 2019 года мы приступим к реализации российско-германского проекта «Школьный климат в контексте культурного разнообразия».

По мнению директора Института психологии и образования Айдара Калимуллина, участие ученых КФУ в специализированных международных конференциях является подтверждением успешности деятельности лаборатории миграционной педагогики: «Отрадно, что наши ученые смогли найти свою собственную нишу в многообразии миграционных проблем. Речь идет прежде всего о подготовке учителей к работе в мультикультурной среде. Важно, что это начинает признаваться сейчас на международном уровне и рассматриваться как новая формирующаяся научная школа Казанского университета. Признанием этого служат не только выступления ученых этой лаборатории Р.Хайрутдиновой, Ч.Громовой, Л.Семеновой на крупнейших мировых конференциях (CDME, ECER и BERA), но и участие в серьезных международных проектах, публикации в ведущих научных журналах, а также приглашения на научные летние школы и стажировки в зарубежные университеты.

Таким образом, старт лаборатории «Миграционная педагогика» можно признать успешным. Мы ждем новых исследований в области миграционной проблематики, актуальных для мирового научно-образовательного сообщества.