Международный форум по педагогическому образованию стал темой заседания дискуссионного клуба КФУ

В шоуруме Высшей журналистики и медиакоммуникаций КФУ прошло заседание телевизионного дискуссионного клуба. Поводом к разговору стал Международный форум по педагогическому образованию, стартующий 27 мая в Казанском университете.

Организаторы IFTE не  только не отменили или перенесли сроки проведения форума, но и изменили формат форума на виртуальный. Таким образом, Международный форум по педагогическому образованию станет первым в России научным форумом, который пройдет в дистанционном режиме с заявленным количеством участников в почти тысячу человек.

В  ток-шоу, которое вел журналист Рустам Вафин,  в качестве экспертов приняли участие: Директор Института психологии и образования, профессор Айдар Калимуллин, завкафедрой педагогики Института психологии и образования Роза Валеева, заместитель директора по международной деятельности Института психологии и образования, исполнительный директор IFTE Татьяна Баклашова.

В условиях ограничительных санитарных мер,  принятых в мире,  международные научные коммуникации были разорваны. Под угрозой оказалось и проведение форума IFTE, над которым в Казанском университете  работали в течение года. Но, по словам директора ИПО А.Калимуллина, обмануть ожидания приславших заявки на участие ученых они не могли и приняли решение провести форум в виртуальном формате.

— Наш Форум уже стал признанным в мире: количество желающих возросло по сравнению даже с прошлым годом. Всего в 2020 году была подана  861 заявка, в том числе 120 от зарубежных коллег. Это ученые из 29  стран, 73 российских городов и 275 университетов.

Участники  IFTE  не раз сходились во мнении, что форум – событие действительно глобального масштаба. Интерес, который он вызывает, статус, количество и представительство участников, география стран и континентов — все это говорит о том, что во многих странах форум по педагогическому образованию расценивают, как возможность найти общие подходы к преодолению существующих сегодня проблем в образовании.

Организация виртуального формата форума — это очень серьезный вызов и испытание для нас. Но возможности Казанского университета позволят российским и зарубежным участникам успешно представить и обсудить результаты научных исследований педагогического образования дистанционно.

Не все российские вузы, да даже и ряд зарубежных, могут принять участие в подобном формате форума из-за недостаточной технической оснащенности их вуза. Ряд ученых отозвали свои заявки из-за неклассического формата проведения мероприятия, непривычного большинству ученых. Виртуальный формат потребовал большего труда от участников: они должны записать видеопрезентацию своего выступления, заранее прислать в КФУ. По этим причинам порядка 20% ученых отказались принять участие в форуме.

— То, что всего лишь 20% заявок отменено, показатель того, что форум, несмотря на свой молодой возраст, уже получил широкую известность в профессиональных кругах. IFTE – это, прежде всего, научная площадка, где мы можем изучать передовой отечественный и международный опыт, представлять собственные модели педагогического образования, которые мы успешно развиваем в КФУ с 2011 года. В юбилейный год создания Казанского федерального университета мы подводим своеобразный итог, что за эти 10 лет делалось в сфере педагогического образования в нашем вузе.

Директор ИПО напомнил, что КФУ входит в 100 лучших университетов мира в предметной области «Образование» по версии британского издания Times Higher Education. По версии еще одного авторитетного рейтинга – QS World University Rankings, в предметной области «Образование» КФУ занимает 201−250 место. По числу публикаций в области образования в базах данных Scopus и Web of Science, по цитируемости научных исследований и материально-техническому, информационному оснащению учебного процесса КФУ занимает 1-е место в России.

— Внимание к педагогике, выделение этой области знания в качестве приоритетного направления развития КФУ, достойное финансирование и правильное целеполагание вывели Институт психологии и образования в мировые лидеры. Не раз мы слышали от российских гостей, что Казань становится третьей по значимости площадкой развития педагогического образования в России. Отсюда и желание ученых рассказать о результатах своих исследований на нашем форуме, — поделился Айдар Калимуллин. 

Еще одним фактором, оказавшим влияние участникам на выбор форума, это публикация всех присланных на форум статей в журналах, индексированных в базе данных Web of Science и Scopus.

— Мы предлагаем поддержку и сопровождение каждому автору от момента подачи заявки до верификации статьи в базах Scopus, WoS, что включает в себя и методическое обеспечение подготовки к докладу в виртуальном формате, и рецензирование, форматирование материалов и статей участников vIFTE-2020, и патронаж всех участников со стороны корпуса модераторов КФУ. Через наш форум ученые  Сахалина, Новосибирска, Калининграда выходят в международное пространство, показывая результаты своих исследований. 

Форум стал уникальным и с точки зрения технического сопровождения: партнером IFTE выступила компания Microsoft. На корпоративной платформе Microsoft Teams  будут доступны видеолекции ключевых спикеров, синхронные виртуальные круглые столы, международные онлайн-симпозиумы, заседания исследовательских групп, постерные презентации.

— Инженеры компании Microsoft работают с нами в тесной связке и поддерживают все наши идеи и предложения. Они разработали уникальную архитектуру форума, позволяющую любому желающему из любой точки мира свободно подключиться к работе IFTE. Во время работы форума будет сделано 575 докладов, пройдут заседания в разных форматах: это будут и мастер-классы, и круглые столы, и секции, и заседания 14 исследовательских групп.

Зарегистрированные пользователи форума станут полноправными участниками с возможностью выступать, принимать участие в обсуждениях. Создан гостевой доступ для желающих спонтанно зайти на форум. На главной странице официального сайта IFTE будет размещен календарь,  и желающие смогут выбрать ту секцию или заседание, темы или спикеры  которых покажутся им интересными, нажать  на короткую ссылку и сразу попасть в пространство форума, — уточнила Татьяна Баклашова.

 

Основными направлениями работы Форума станут цифровизация современного педагогического образования, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров в условиях «цифрового разрыва», цифровые технологии в подготовке будущего учителя и др.

— Каждый год мы определяем три глобальные темы, которые становятся основными темами наших конференций. И нам удавалось на протяжении всех шести лет попадать  в самые актуальные проблемы. Основная тема, которая была заявлена в прошлом году, – это цифровизация педагогического образования. Порядка 50% всех заявок связано именно с организацией образования,  в том числе, проблемами, с которыми встречаются учителя, дети, родители во время осуществления дистанционного обучения. И я думаю, что новые монографии  ждут нас впереди по результатам нашего форума, — резюмировала Роза Валеева.

Ссылка на трансляцию программы

Для справки

Виртуальная конференция IFTE-2020 начнется 27 мая и продлится до 9 июня 2020 года, что позволит организаторам Форума развернуть как можно большую часть программы конференции в виртуальном пространстве.

В рамках работы форума состоятся три конференции: «Информатизация и цифровизация в педагогическом образовании», «Педагогическое образование в интересах социальной справедливости, равенства и культуросообразной педагогики», «Глобальные тенденции и перспективы билингвального и языкового образования в подготовке учителя». Запланирована работа 14 исследовательских групп.

 Среди зарубежных вузов:

  • Университет Сорбонна, Франция
  • Университет Майами, США
  • Оксфордский университет, Великобритания
  • Университет Виктории, Австралия
  • Университет Саутгемптона, Великобритания
  • Техасский Университет A&M, США
  • Университет Глазго, Шотландия и др.

В списке ключевых спикеров форума:

  • Эдисон Трикетт, профессор Университета Майами, США, h-index 30
  • Мария Флорес, профессор Института Образования Университета Минью, Португалия, h-index 18
  • Габриэль Горенчик, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, Израиль, h-index 16
  • Шерил Крейг, профессор Техасского Университета A&M, США, Президент ассоциации ISATT, h-index 18
  • Иен Джеймс Ментер, Почетный профессор Оксфордского университета, Великобритания, h-index 15
  • Дина Бирман, профессор Университета Майами, США, h-index 25