Инновационный исследовательский метод (графические виньетки) был использован для диагностики кибербуллинга в частной школе в Швейцарии.
С 22 ноября по 7 декабря, по приглашению директора частной швейцарской школы Пола Магнусона сотрудники научно-образовательного центра педагогических исследований ИПО КФУ Елена Семенова и Дарья Ханолайнен проводили исследование и сбор данных для своего исследовательского проекта «Кибербуллинг в школе: разработка нового подхода диагностики».
Буллинг в школе является международной проблемой. По данным ВОЗ каждый год несколько миллионов детей становятся жертвами школьной травли.
– Можно констатировать, что частота проявления буллинга колеблется от 15 % до 25 % в Австралии, Австрии, Англии, Финляндии, Германии, Норвегии и Соединенных Штатах Америки, – пояснила Елена. – С 2010 до 2014 года буллинг в школах России увеличился с 24 до 30 процентов. А это значит, что дети ежедневно подвергаются различным формам вербальной агрессии со стороны одноклассников и эпизодически становятся жертвами физического насилия.
Ученый отметил, что формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей. Зачинщики травли чрезвычайно изобретательны. Елена Семенова напомнила, что в 60-е годы буллинг подразумевал физическую и психологическую травлю, сейчас же это явление уходит в социальные сети.
– Киберпространство — область, куда взрослым доступ ограничен, да и учителям, и психологам тяжело оценить сложившуюся ситуацию травли онлайн.
По мнению автора разработанной методики, буллинг сопровождается развитием кризисных состояний у детей и подростков. Он не проходит бесследно ни для одного из его участников и буквально ломает личность детей. Поэтому так важно проводить раннюю диагностику буллинга в школах.
Проработав множество научных статей и исследований учёных всего мира на эту тему, исследователи ИПО КФУ создали свой креативный способ исследования arts-based research.
— Мы разработали графические виньетки, изображающие проблемные ситуации. Эти виньетки — авторские работы Дарьи Ханолайнен. Дети вначале вписывают реплики в пустые окошечки и придумывают развитие дальнейшего сюжета в сложившейся ситуации. Мы анализируем заполненные виньетки и затем проводим глубинное интервью с детьми.
Елена Семенова рассказала о результатах исследования, проведенного в трех казанских школах в 2018 году сотрудниками Института психологии и образования Казанского университета. По словам молодого ученого, во всех исследованных школах был выявлен и физический, и моральный буллинг.
Принимая участие в работе международного форума по педагогическому образованию IFTE директор частной швейцарской школы Пол Магнусон узнал о новой методике и, вернувшись в Швейцарию, выслал приглашение молодым ученым провести подобное исследование и в его школе.
– Элитная частная школа была основана более полувека назад. Ей, как и большинству швейцарских учебных заведений, присуща интернациональная обстановка: сегодня здесь обучаются более 300 человек, говорящие на 23 языках, из почти 30 стран мира. Обучение ведется в основном на английском языке. Каждый третий ученик школы — американец, поэтому студенты здесь быстро осваивают английский язык. Занятия проходят в небольших классах (в среднем по 13 человек).
Обучение в школе ведется по двум программам. IB (International Baccalaureate) — международная программа старшей школы, по завершении которой выдается признанный во всем мире аттестат. Курс American High School предназначен для тех, кто планирует поступать в университеты США и Канады. Диплом выпускника American High School также принимают многие европейские англоязычные университеты.
— В стенах учебного заведения стремятся сохранять комфортную среду для активного и здорового образа жизни, строгого учебного процесса и культурного обмена. Поэтому директору школы так важно знать психологический климат его учеников.
В течение двух недель молодые ученые ИПО КФУ собирали материал, анализировали его и выдали предварительные результаты руководству школы.
– 26 родителей дали согласие на участие их детей в анкетировании. В итоге в исследовании участвовали 19 подростков в возрасте от 12 до 16 лет. И в Швейцарии, как и в России, мы параллельно опрашивали по разработанной нами методике учителей, как они оценивают ситуацию с буллингом в школе.
В результате кросскультурного сопоставления выявлено сильное расхождение отношения учащихся и учителей России и Швейцарии к жертвам школьной травли и буллингу в подростковой среде.
– Если дети в российских школах оценивают проявление агрессии и травли в школе (по 10-балльной шкале) на 7-8 баллов, то российские учителя всего лишь на 3-4 балла. А вот в Швейцарии ситуация противоположная: учителя оценивают 8-9, а дети всего лишь на 3-5 баллов.
По словам ученых, в России дети больше отмечают физический буллинг.
– У нас есть прямая цитата из интервью ребенка одной из татарстанских школ о том, что «за гаражами бьют». Девочка из России, обучающаяся сегодня в швейцарской школе, сравнивала буллинг в своей стране и там. Она отметила, что в России сплетни даже не считаются буллингом и гораздо чаще происходит физическое давление и угрозы. А в Швейцарии исключили девочку из выпускного класса за то, что она травила одноклассницу через социальные сети. В России же сплетни за спиной некоторые даже не считают травлей.
Доктор Магнусон готов продолжать сотрудничество и ждет окончательных результатов исследования. Пока Елена Семенова озвучила предварительные результаты кросскультурного сопоставления.
– Работа продолжается. Но уже сейчас можно сказать, насколько высока практическая значимость этого проекта: это и разработка методических рекомендаций для учителей лицеев Казанского университета, и разработка курсов повышения квалификации для Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. К тому же материалы могут быть использованы для ранней диагностики буллинга в лицеях КФУ, школах-партнерах КФУ, что поможет обеспечить эффективное разрешение школьных конфликтов и создание комфортной образовательной среды.