Магистры КФУ разработали уникальные методики для решения психологических проблем в детско-юношеском спорте

В Институте психологии и образования состоялся первый выпуск магистров по профилю «Психология и педагогика детско-юношеского спорта». Аналогов данного профиля магистратуры нет ни в Поволжье, ни в других вузах России.

Доцент кафедры общей и практической психологии, руководитель программы Ольга Лопухова рекомендует не путать психологов спорта, которых готовят в ряде российских вузах, и психологов детско-юношеского спорта.

– Если для психолога спорта важна нацеленность  на победу, на максимальное задействование всех ресурсов спортсмена для достижения высоких побед, то работа психолога детско-юношеского спорта направлена на гармонизацию, коррекцию, развитие и поддержку личности ребенка и  на взаимодействие ребенка со сверстниками, родителями, тренером и с собой. И здесь спортивные достижения являются далеко не самой главной задачей психологов, а скорее логическим следствием их работы — пояснила доцент Института психологии и образования Казанского университета.

Среди  обладателей магистерских дипломов: тренеры, которым хочется развить  сторону именно психолого-педагогического понимания и поддержки, иметь возможность в дальнейшем заниматься не только тренерской работой, но и психологическим сопровождением ребенка на базе своей спортивной школы.

Есть и мамы детей-спортсменов, понимающие необходимость психолого-педагогических компетенций, и вчерашние выпускники бакалавриата, так или иначе связанные со спортом, и мечтающие специализироваться на этом новом направлении. Наши магистранты — это люди, которые понимают, что данная специальность имеет огромный потенциал, поскольку психолого-педагогические компетенции необходимы в работе с детьми и подростками в спорте.

— У нас учатся магистранты не только из Казани и городов Татарстана, но и из Москвы, Самары, Челябинска, Ижевска и даже с Кипра. Этот широкий географический охват обусловлен несколькими факторами: наша программа уникальна, учиться по ней можно заочно, и мы непрерывно развиваем возможности дистанционного обучения по отдельным дисциплинам учебного плана. Мне приятно, что у нас учатся очень мотивированные магистранты, с ними очень интересно работать, и хочется дать максимум психологических знаний, умений и навыков.

Ольга Лопухова уточнила, что выпускники новой программы могут работать педагогом, психологом, либо педагогом-психологом в детско-юношеском спорте, тренером-преподавателем, работающим с детьми и подростками в спортивных организациях.

— Психолого-педагогическая специализация в области, которую получили выпускники этой магистерской программы, в настоящее время актуальна и востребована.

С этим трудно не согласиться. Об острой нехватке психологов-педагогов говорят цифры: в 160 детско-юношеских спортивных школах Татарстана занимается около 90 000 учащихся. На них приходится 3000 тренеров-преподавателей, которые имеют высшее физкультурное образование, и всего 4 штатных психолога.

А ведь, подчеркивает Ольга Лопухова, значение психолого-педагогического сопровождения подготовки спортсменов весьма велико.

— В современном спорте, который становится всё более молодым, когда дети 12 лет несут психологические нагрузки взрослых профессиональных спортсменов, а гимнастка или фигуристка 17 лет сталкивается с проблемами экзистенциального кризиса, характерного в норме для 50 лет, возрастает необходимость специалистов профессионального психологического сопровождения. К тому же детско-юношеский спорт – это особенная область образования, где представлены проблемы одаренности, ранней профессионализации, имеются специфические условия для развития гендерной идентификации, проблемы психологической саморегуляции, индивидуализации обучения и т.п.

Доцент ИПО КФУ отметила, что запросы к психологам идут ото всех субъектов образовательной системы детско-юношеского спорта: и от тренеров, и от родителей, и от детей. И у каждого свои проблемы.

 — Ребенок – это еще не сформировавшийся психологически спортсмен, какого в нем часто хотят видеть тренеры, а всего лишь ребенок. Поэтому задача психолога-педагога детско-юношеского спорта — помочь найти правильный педагогический подход к детям, наладить контакт, не убить у ребенка желание заниматься спортом и развить в нем веру в свои возможности.

Немаловажный аспект в запросах к работе педагога-психолога, по мнению руководителя магистерской программы, – это помощь тренеру, который вынужден не только проводить тренировки, но и работать с проблемами детей, переживающими стресс, имеющими заниженную самооценку, нарушенные отношения со сверстниками, а также решать проблемы отношений с родителями, неадекватно оценивающими или способности своего ребенка, или вмешивающимися в тренировочный и соревновательный процессы.

— Тренер зачастую не имеет педагогического и психологического образования. А ведь он должен быть, в первую очередь, педагогом, хорошо понимать психологию ребенка и детского коллектива, не только обучая навыкам конкретного вида спорта, но, в первую очередь, ориентируясь на понимание и воспитание незаурядной личности.

Выходя на практику, магистранты помогали тренерам спортивных школ в вопросах психолого-педагогической и коммуникативной компетентности, эффективного взаимодействия с детьми, диагностики и развития сплоченности спортивного коллектива, профилактики профессионального выгорания спортсмена и тренера, регуляции состояний юного спортсмена, проводили диагностику, психологические тренинги и просветительскую работу – отметила О.Лопухова.

Кстати, подчеркнула руководитель магистерской программы, прохождение психолого-педагогической практики осуществлялось в течение всего обучения на базе лучших детско-юношеских спортивных организаций, таких как шахматная школа им. Нижметдинова, школа по футболу «Мирас», школы по хоккею с шайбой «СКП Татнефть — Ак Барс» и «Смена», школы по гимнастике «Приволжанка» и «Грация», по легкой атлетике «Атлетика», по детско-юношескому туризму «Простор» и др.

— За два года существования магистерской программы мы десятки раз получали запросы на коррекцию детско-родительских отношений, – поделилась Ольга Геннадьевна. — Наши магистранты помогали и родителям, консультируя по проблемам совмещения учебной и спортивной карьеры ребенка, психологической поддержки ребенка в спорте, особенностей личности одаренного ребенка и эффективного взаимодействия с ним.

Магистранты не только адаптировали зарубежные психодиагностические и развивающие методики, но и создали собственные методики для работы с детьми, тренерами и родителями в сфере детско-юношеского спорта. Среди них — тест для диагностики родительской включенности в спорт, аналогов которому нет в России.

— Уникальна методика тем, что она позволяет выявлять не просто факт восприятия подростком спортсменом типа родительской поддержки, но и то, как он оценивает эту поддержку. Выяснилось, что в некоторых случаях поддержка в виде похвалы и поощрения, активного участия родителя в спортивной деятельности может оцениваться подростком, как давление на него. Мы выявили, что материнская и отцовская поддержка по-разному воспринимается подростком.  Например, похвала отца чаще может восприниматься как давление.

Помимо этой методики был разработан тест на  определение целевых установок родителей в сопровождении  и поддержке детей в спорте.

—  В тестировании приняли участие более 200 родителей разновозрастных детей-спортсменов командного и индивидуального видов спорта. Благодаря их активному участию, нами были получены тестовые нормы и выделены шкалы  установок родителей, что позволит в дальнейшей работе определять и корректировать их отношение к детям-спортсменам.

Также магистрантами были разработаны и апробированы программы развития навыков саморегуляции на основе техники визуализации для юных гимнасток, выявлены факторы эмоционального выгорания у тренеров с разным стилем деятельности.

Доцент Института психологии и образования уверена, что дипломированные магистры этого профиля вполне готовы к психологическому сопровождению детей 3-16 лет, тренеров, родителей в детско-юношеском спорте и решению проблем их взаимоотношений.

— Успешно защищенные магистерские диссертации, где исследованы вопросы восприятия спортсменом-подростком родительской поддержки и родительского давления, эмоционального выгорания тренеров, родительских установок по отношению к ребенку в спорте, техник саморегуляции детей на соревнованиях, развития прогностических и творческих составляющих мышления у детей в командных и индивидуальных видах спорта, психологических проблем детей-спортсменов в условиях «двойной карьеры»,  формирования ценностно-мотивационной сферы юношей и девушек в командном спорте, показали, что на рынок труда выходят профессионалы.