Психологическое сопровождение сказкой. Психолог КФУ рассказал, чем может помочь сказкотерапия

Сказкотерапия – направление в психологии молодое, но эффективное. Что такое сказкотерапия и как она расширяет сознание личности, совершенствует взамодействие с окружающим миром, рассказала доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ Эльмира Муртазина.

– На самом деле сказкотерапия намного старше, чем психология как наука, – сразу уточнила Эльмира Ильдусовна. –  С давних пор мудрецы использовали притчи, чтобы изменить видение ситуации или отношение человека к ситуации. А вот в психологию сказкотерапия вошла не так уж давно – в ХХ веке. В развитии метода сказкотерапии огромное влияние оказали работы Д. Б. Эльконина, Л.С. Выготского, исследования и опыт Б. Беттельхейма, К.Г. Юнга, М.Л. фон Франца, Ш. Коппа, идеи Э. Фромма, Э. Гарднера, Э. Берна, позитивная терапия притчами Н. Пезешкиана, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, работы И. Вачкова, Н. Сакович, А. Осиповой, Н. Киселевой.

По мнению эксперта, сказкотерапия – это направление практической психологии,  использующее сказки для решения тех или иных психологических проблем клиента. Сказкотерапия успешно применяется в психологическом и организационном консультировании, а также в индивидуальной, семейной и групповой терапии.

 

– В широком смысле сказкотерапия – это терапия любым художественным повествованием: сказкой, песней, анекдотом, частушками, мифами, притчами, любимыми историями. Но именно в сказках в символическом виде даны ключи выхода из психологических проблем. Сказка позволяет обратиться к глубинному опыту человека, открыть и осознать чувства и стремления, скрытые в бессознательном, переосмыслить жизненные события, увидеть пути решения проблем.

И в этом смысле, по мнению эксперта КФУ,  сказка очень «экологична». С ее помощью можно относительно мягко, по сравнению с некоторыми другими психологическими инструментами, работать со страхами, корректировать поведение и характер, менять внутренние состояния человека.

Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений: она может использоваться в работе как с детьми, так и со взрослыми. Но для детей сказкотерапия – самый простой и удобный метод.

– В процессе рассказа или рисования или проигрывания сказки ребенок абсолютно расслаблен – он не ждет подвоха или наставлений, потому что осознает, что это история не про него, а про кого-то другого и не защищается от этой информации. На уровне же подсознания, ребенок получает модель альтернативной эффективной поведенческой стратегии: как решить возникшую проблему, как находить выход из тяжелой ситуации.

Лучше всего сказкотерапия работает, когда ребенок или взрослый  попал в затруднительную ситуацию, из которой он не видит выхода, и  закрыт для рациональных разговоров и объяснений.

Психолог отметила несколько способов применения данного вида терапии.

– Можно читать, обсуждать и проигрывать те сказки, которые  существуют и которые мы слышали в детстве. Можно купить сборник – в нем готовые психокоррекционные сказки сгруппированы по проблемам. А можно придумать свою, индивидуальную сказку: она не должна полностью копировать проблему,  а лишь напоминать о ней.

Сказкотерапевт предлагает клиенту и множество других символических действий: рисование сказки песком, изготовление собственной куклы,  волшебных красок и ожерелья собственной жизни.

–  Выход в волшебное пространство позволяет все неурядицы и проблемы перенести на персонажей. И созданный мыслеобраз (сказка) становится позитивной жизненной программой.  Нередко после сказкотерапии человек обретает цель в жизни.

Справочно

 

Термин “сказкотерапия” впервые появился в психологической практике в 1994 году, когда в Санкт-Петербурге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева защитила докторскую диссертацию по использованию сказок с целью коррекции психологических состояний.

Сказкотерапия необходима людям, переживающим сложные, кризисные ситуации, потерю смысла жизни.