Лариса Цветкова: ‘Среди моих интересов – изучение непрерывного образовательного континуума’

Среди участников Всероссийского психологического форума, открывшегося сегодня, 5 октября, в Казанском федеральном университете, член-корреспондент РАО, директор Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, профессор Лариса Цветкова.

Несмотря на большую загруженность ее как первого вице-президента Российского психологического общества Лариса Александровна с удовольствие пообщалась с журналистом пресс-центра Института психологии и образования КФУ.

Психология, как и многие другие науки, находится в непростой ситуации в связи с тем, что одна из характеристик внешнего мира – быстрая изменчивость. Соответственно предвосхитить сегодня, что будет завтра – очень непросто. И соответственно поэтому непросто готовить любых специалистов, в том числе психологов, которые должны быть очень точными, — прокомментировала профессор будущую ситуацию с развитием психологии.

В то же время, по словам Ларисы Александровны, в психологии заложен очень мощный прогностический потенциал.

Так, мы можем строить прогностические модели и предсказывать. Таким образом мы можем сопровождать очень многие отрасли, в которые включен человек. В связи с этим я считаю, что психология будет востребована. Считается, что XXI век – это век социально-гуманитарных наук, потому что мощно развиваются науки о познании, когнитивные науки. В этой связи психологические науки и будут востребованы. Психологические технологии в сопровождении разных систем, прежде всего системы образования, для меня являются наиболее интересным, приоритетным.

Среди научных интересов Ларисы Цветковой не только социальная психология наркотизма в молодежной среде, превентивная психология (разработка профилактических программ в сфере здоровья) или профилактика фетального алкогольного синдрома (ФАС), но прежде всего – вопросы современного образования.

— В принципе, меня интересует сопровождение образования, образовательных организаций и участников образовательного процесса, начиная от школьников и студентов, заканчивая преподавателями. Ранее мои интересы были сконцентрированы вокруг психологии риска или рискового поведения, но теперь мне как раз интересен весь континуум от превенции, скажем —  поведению риска, до факторов просоциального поведения.