Кокандский государственный педагогический институт им. Мукимий отмечает 90-летний юбилей

28 октября 2021 года Кокандский государственный педагогический институт им. Мукимий отпразднует юбилей: 90 лет со дня начала учебных занятий в вузе.

Преподаватели Кокандского вуза проходят сейчас  в Институте психологии и образования  академическую  стажировку. Они рассказали об истории своего института, посетовали на проблемы нынешней  педагогики  и поделились планами на будущее.

«Сегодня Кокандский государственный педагогический институт является одним из крупнейших педагогических институтов страны, который обучает педагогические кадры для Республики Узбекистан. А открыт  он был в 1931 году как вечерний педагогический институт, — рассказал преподаватель кафедры начального образования  Мусинжон Юсупов— В 1943 году его преобразовали в Институт женских учителей, а в 1954 году — в Государственный педагогический институт женщин. С 1943 года наш институт носит имя поэта-демократа Мукимия.

Изначально в институте обучалось чуть более 60 студентов. Сейчас в институте на базе 7 факультетов и 24 кафедр обучаются студенты 20 специальностей подготовки. К тому же институт имеет собственную материально-техническую базу, 269 учебных классов соответствуют всем современными требованиями, 21 тренажерный класс, один стадион, 4 площадки для баскетбола и волейбола, 3 закрытых спортзала».

Мусинжон Мамадалиевич, закончив институт, остался тут же работать. Его педагогической деятельности — 31 год.

«Когда после окончания е института мне предложили остаться на кафедре, я, молодой аспирант, с большим воодушевлением воспринял это предложение и ни разу за 30 лет не пожалел об этом.

Мои бывшие студенты  — сегодня уважаемые в республике люди: работают в госучреждениях, министерствах,  занимают руководящие посты. Обучение в нашем институте дает им возможность получить академические знания и умело использовать их в жизни и работе.

Нынешние студенты совсем другие, чем 30 лет назад. И это правильно: жизнь меняется — и студенты меняются.  Многие, чтобы поступить в вуз, занимаются с репетиторами. Их желание знать больше, их мотивация к учебе — вполне объяснимо: на некоторые обучения в вузе конкурс при поступлении достигает более 20 человек на место

«На  протяжении многих десятилетий наш институт  по праву считается одним из ведущих в республике. Он дал путевку в жизнь ни одному поколению высококлассных специалистов, которые своим трудом и талантом внесли огромный вклад в становление и развитие Узбекистана, — присоединился к беседе преподаватель математики Хуршиджон Жумақулов, работающий в вузе свой юбилейный, десятый год.

«Наша образовательная система базируется на советской системе, которая была первоклассной.  Благодаря ей СССР доказал всему миру свой уровень развития науки и техники. А система образования сейчас нарушена — идет потеря качества образования. Я могу точно сказать, что, к сожалению, только 10% выпускников школ получают возможность поступить в вузы. К тому же в стране существует дефицит педагогов. Правительство видит эту проблематику и работает, в том числе повышая зарплату учителям.

 Мы должны дать возможность ученику изучать то, что ему интересно и реализовать свой потенциал.  Тогда Узбекистан сможет конкурировать с другими странами».

Молодой преподаватель кафедры русского языка и литературы  Хушнудабону Зияева исполнила мечту своих родителей.

«Я — третье поколение учителей. Бабушка закончила наш институт, когда он еще был Государственным педагогическим институтом женщин. Мои родители учились здесь. Вот и я, закончив в 2020 году магистратуру «Русский язык и литература», сразу же получила предложение стать преподавателем на кафедре. Мои родители мечтали работать в институте, а исполнить их мечту удалось мне. Что касается моих планов на будущее, то я бы хотела остаться в науке – и стать академиком. Как говорится, просите больше — и вам воздастся.

Почему я выбрала для изучения русский язык? На территории Узбекистана больше 10 000 школ, 739 из которых – русские.  В ряде школ обучение ведется на узбекском языке. А в ряде — на русском и узбекском. Желание обучаться в русской школе обуславливается тем, что ребенок сможет получить более качественное образование и найти в дальнейшем хорошую работу. К тому же русский язык в Узбекистане официально считается иностранным, поэтому при поступлении в вуз или принятии на работу в дальнейшем у его носителя будут значительные привилегии. А вот  преподавателей русского языка в республике катастрофически  не хватает. Надеюсь, что выпускники нашей кафедры пойдут работать в школы и ситуация с нехваткой педагогов  через какое-то время улучшится».

Вообще, подчеркивает  преподаватель  кафедры информатики Светлана Мамаджонова, в Узбекистане к профессии педагога относятся с большим уважением.

«Выбор профессии можно назвать не только «второй жизнью человека», но и «вторым рождением».  Был в Узбекистане период, когда девушки, заканчивая школу, подавали документы на поступление или в пединститут, или в мед.  Вот и сейчас в республике нет ни одной семьи, где бы ни было в роду учителя.  Осознавая трудность и значимость профессии, видя ежедневный труд своих родителей, дети все равно продолжают дело родителей.

Я закончила наш пединститут в 1997 году. После окончания института пошла работать по специальности в школу, через 10 лет ушла учителем в колледж, и вот вернулась в альма-матер преподавателем физико-математических дисциплин.

Очень часто встречаю  в вузе своих бывших учеников. Радостно осознавать, что они выбрали эту специальность и поступили в институт, как они смогли раскрыть и реализовать свои таланты.

Я сейчас в интересном возрасте: на кафедре одновременно работают и мои бывшие ученики, и мои бывшие преподаватели. Это дает мне возможность набираться опыта у старших и не отставать от жизни, глядя на молодых».

«За девять десятилетий пройден огромный и сложный путь становления и развития одного из ведущих вузов Узбекистана. Это результат колоссального труда коллектива ученых и преподавателей, — поделилась преподаватель кафедры технологического образования Винера Хамдамова. — Я 32 года каждый день прихожу в ставший таким родным институт. И мне приятно видеть наш вуз сильным, и, безусловно, современным, но не потерявшим традиции длинного 90-летнего пути. Мы все, начиная от первокурсника до ректора, по праву можем гордиться яркими страницами истории института и надеяться, что с гордостью отметим и 100-летний юбилей».