КФУ вырос в рейтинге учебных заведений по использованию цифровых ресурсов

Образовательная платформа «Юрайт» провела национальное исследование использования цифровых ресурсов в вузах, собрала статистику по использованию платформы и подготовила отчет «Рейтинг учебных заведений».

Рейтинг образовательной платформы «Юрайт» показывает, как текущая эпидемиологическая ситуация повлияла на использование онлайн-сервисов.

Объективные статистические данные демонстрируют рост интереса к интернет-образованию.  КФУ в рейтинге занимает 138 строчку из 785 вузов.

Национальный рейтинг научных школ от «Юрайта» опирается на объективные статистические данные. Юрайт. Статистика показала интерес пользователей платформы – преподавателей и студентов – к курсам различных школ и смогла выявить ряд закономерностей. Эксперты свели интерес к понятному показателю – времени использования контента и просуммировали его по всем курсам конкретной научной школы.

Удачный переход на дистанционное обучение  совершила  Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Москва). Она занимает первую строчку рейтинга «Юрайт». За период с 16 марта выросло количество преподавателей, использовавших эту платформу (1 069 из 3 327 ученых вуза, увеличение по сравнению с мартом 2020 года  — на 423 человека). Значительно выросло и время использования платформы: 746 221 часов (это на 506 832 часов больше). Студентами пройдено 16 329 тестов (на 13 691 больше, чем в марте). Почти 10 процентов студентов (17 214 из 106 819)  активно используют данную платформу в обучении.

Казанский университет представлен на «Юрайт» следующим образом:  время использования платформы  10 397,3 часов ( +9 729 после 16.03), студентами пройдено 248  (+238) тестов, просмотрено 111 (+88) медиа, преподавателями выложено на платформу 10 курсов, на ней зарегистрировались 106 (из 2 379) преподавателей  и 331 (из 47 772) студентов КФУ.

В крупнейших мегаполисах страны (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск) цифровая трансформация образования де-факто произошла, пандемия просто усилила уже имеющиеся тенденции.

Вот и в Казанском университете с 19 марта реализация образовательной деятельности велась исключительно в электронной информационно-образовательной среде.

Для этого в Казанском университете использовался ряд программных решений и онлайн-платформ. Так у каждого преподавателя и студента КФУ есть личный кабинет на сайте университета, что предполагает доступ к виртуальной аудитории и собственным онлайн-курсам. Широко использовались при обучении системы видеоконференций Microsoft Teams, Zoom, Skype, онлайн-курсы на российской платформе «Открытое образование» (более 500 курсов от преподавателей КФУ), онлайн-курсы на международных платформах, таких как Coursera, онлайн-курсы партнерских университетов в России и за рубежом, видеолекции на сайтах типа YouTube и др. Использовали преподаватели Казанского университета и образовательную платформу «Юрайт».

Отметим, что преподавателей не ограничивают в выборе инструментов для проведения занятий, но в то же время в каждом институте КФУ определено небольшое количество основных платформ и инструментов, чтобы студентам не приходилось в течение учебного дня переключаться с одного программного решения на другое.

Главный редактор по контенту образовательной платформы «Юрайт», разработчик и ведущий онлайн-курсов Александр Сафонов утверждает, что сейчас перед учителями стоит несколько ключевых задач: освоение конкретных инструментов и сервисов (от Zoom до специфических мобильных приложений), владение которыми снимает с педагога часть рутины и позволяет уделить время личной коммуникации со студентами; создание собственного дистанционного курса как способа добиться максимальной учебной эффективности при значимых ограничениях по силам, времени и авторским правам; развитие метакомпетенций, способствующих росту преподавателя как в личностном плане, так и в общении с аудиторией; организация учебного процесса в дистанте — от оформления документации до итоговой аттестации; перестройка методик дистанционного образования с учетом специфики предмета: как учить экономиста онлайн примерно понятно, но преподавать дистанционно медикам, аграриям, спортсменам намного проблематичнее.
Руководитель Института передовых образовательных технологий КФУ, образованного 27 апреля 2020 года, Светлана Котенкова уверена, что «актуальным становится создание не только образовательных программ, курсов, контента, а образовательного пространства, в том числе цифровой образовательной среды. При этом важно понимать, что все, что касается онлайн-обучения, дистанционных форматов — это исключительно технология, направленная на решение конкретных задач. При этом многие сотрудники открыли для себя более широкий диапазон возможностей и активно перерабатывают свои курсы в соответствии с новыми возможностями цифровых инструментов образовательных платформ. Кто только планировал разработать цифровой образовательный ресурс, сейчас получил опыт и обратную связь, что и в каком объеме и каком формате выкладывать, что эффективно, а что нет».

Таким образом, онлайн-образование стало реальностью, но не идеальной: недостаточно просто перенести в цифру традиционное занятие, нужно меняться, в первую очередь, преподавателям.