КФУ вырос в предметном рейтинге QS в области “Образование”

Казанский федеральный университет по сравнению с прошлым годом поднялся на 50 мест в предметном рейтинге QS в области образования.

28 февраля были официально опубликованы результаты очередного предметного рейтинга британской компании Quacquarelli Symonds (QS), в котором представлены лучшие университеты мира по 48 направлениям подготовки специалистов. Всего в предметные рейтинги QS вошли 24 российских вуза, причем Казанский федеральный университет — сразу по девяти дисциплинам. Об этом свидетельствует исследование QS World University Rankings by Subject 2018.

Методика рейтинга учитывает четыре индикатора: академическая репутация и репутация среди работодателей (основанные на глобальных опросах ученых и работодателей, проводимые QS), количество цитирований на одну статью и h-индекс (основанные на информации из базы данных Scopus).

В 2018 году Казанский федеральный университет расширил свою представленность и вошел в предметный рейтинг по 9 дисциплинам (в 2017 г. — 8 дисциплин): «Археология» 151-200 (сохранил позиции); «Английский язык» 201-250 (+50 позиций); «Лингвистика» 101-150 (сохранил позиции); «Современное языкознание» 151-200 (впервые); «Химия» 451-500 (-50 позиций); «Математика» 301-350 (вошел вновь); «Физика и Астрономия» 351-400 (сохранил позиции); «Экономика и Эконометрика» 351-400 (-50 позиций).

В предметном рейтинге «Образование» КФУ поднялся на 201-250 место, улучшив результат прошлого года на  50 позиций. Рост обусловлен улучшением индикаторов «Репутация у работодателей», «Цитируемость» и «Индекс Хирша».

В 2017 году учеными Казанского федерального университета в партнерстве со своими зарубежными коллегами были опубликованы результаты ряда исследований в авторитетных международных изданиях, которые существенным образом повлияли на положительную динамику.

Так, в мае 2017 года в научном журнале первого квартиля (Q1) «European Journal of Teacher Education» была опубликована обзорная статья «Базовое педагогическое образование в России: соединяя теорию, практику и научные исследования», автором которой стали ректор КФУ Ильшата Гафурова и заместитель директора Института психологии и образования  КФУ Роза Валеева. Авторы на примере модернизации педагогического образования в университете показывают, как в России совершенствуется подготовка учителей: что уже сделано  и что еще только предстоит реализовать.

В октябре 2017 года в этом же авторитетном издании была опубликована статья «Политика и педагогическое образование в России и Англии за 40 лет», которая стала результатом продолжения исследований в области организации педагогического образования учеными Казанского и Оксфордского университетов. Содержанием статьи стал результат сравнительного изучения практики подготовки учительских кадров в двух странах. В авторский коллектив данной публикации вошли директор Института психологии и образования профессор Айдар Калимуллин, заместитель директора по международной деятельности ИПО профессор Роза Валеева и профессор университета Оксфорда Иэн Ментер.

В апреле и сентябре 2017 года в авторитетных журналах «International Journal of Science and Mathematics Education» и «Journal of Mathematical Behavior» были опубликованы результаты сравнительных исследований предметных знаний учителей математики среднего звена школы и их влияние на уровень обученности школьников в Росси и США, проведенных совместно с учеными Техасского университета в Эль-Пасо (США).

Кроме указанных статей учеными Казанского федерального университета были опубликованы еще более 30 различных работ в журналах первого и второго квартилей (Q1 и Q2) с результатами проводимых исследований по различным темам, связанным с изучением современных методик преподавания предметов, эффективной организацией системы подготовки педагогических кадров, развитием и обучением учащихся школ в условиях поликультурного общества, применением современных цифровых технологий в преподавании.

Только за декабрь 2017 года – январь 2018 года в научных журналах, входящих в QI баз данных Scopus и Web of Science, было опубликовано восемь статей ученых Института психологии и образования. Среди авторов: Альфия Масалимова, Регина Сахиева, Татьяна Баклашова, Анвар Хузиахметов, Резеда Хайрутдинова, Чулпан Громова.

Результаты вышеуказанных исследований позволяют говорить о формировании в Казанском федеральном университете устойчивых научных направлений, которые являются актуальными на международном уровне. Они дают возможность повышать узнаваемость университета в глобальном научном сообществе и формировать культуру современных качественных научных исследований, результаты которых востребованы в реальной практике образовательной деятельности и в подготовке педагогических кадров. Они также позволяют вовлекать в эти исследовательские проекты молодых ученых, а также повышать качество образовательного процесса в рамках бакалаврских, магистерских и аспирантских программ, в конечно итоге обеспечивая достижения главного результата – подготовку востребованных и высокопрофессиональных педагогических, управленческих и научных кадров для системы образования.