КФУ вошел в первую сотню предметного рейтинга THE-2020 ‘Образование’

6 ноября были опубликованы результаты предметных рейтингов THE «Бизнес и экономика», «Образование», «Право» и «Социальные науки». В сотню лучших вузов мира предметного рейтинга THE-2020  «Образование» впервые вошел Казанский федеральный университет, продемонстрировав в сравнении с прошлым годом положительную динамику – вуз занял 94 позицию против прошлогоднего показателя 101-125.

Методика предметных рейтингов предполагает использование тех же индикаторов, что и при формировании рейтинга мировых университетов Times Higher Education World University Ranking, сгруппированных в блоки: «Преподавание», «Исследования», «Цитирование», «Международное взаимодействие» и «Доход от производственной деятельности (инноваций)».

По словам директора Института психологии и образования КФУ, руководителя приоритетного направления развития университета «Учитель XXI  века» Айдара Калимуллина, вхождение в сотню лучших университетов – результат системной и целенаправленной работы коллектива специалистов вуза в области педагогического образования.

Рост в предметном рейтинге THE «Образование» напрямую  связан c выделением педагогического образования   в одно из четырех приоритетных направлений развития КФУ – наряду с медициной, нефтедобычей и астрофизикой.

Начиная с 2011 года, после присоединения к Казанскому университету двух педагогических университетов, в вузе начали строить собственную модель педагогического образования, которая отличается вариативностью вхождения в учительскую профессию и фундаментальностью подготовки учителей-предметников. Ключевая особенность этой системы заключается в объединении преимуществ классического и педагогического университетов при подготовке учителей.

Система педагогического образования КФУ сегодня включает в себя три модели подготовки учителей: традиционную (педагогические факультеты, которые самостоятельно готовят учителей той или иной области), распределенную (создание педагогических отделений и кафедр в структуре нескольких профильных институтов, способных организовать качественную предметную подготовку будущих учителей в своей области) и интегративную (бакалаврам классических направлений подготовки предоставляется возможность после первого или второго курса перейти на педагогические профили) модели подготовки учителей.

Импульс трансформации педагогического образования в КФУ придало участие университета в Проекте “5-100”, направленном на повышение международной конкурентоспособности российских учебных заведений.

Проект «5-100» позволяет каждому вузу-участнику выявить свои сильные стороны и затем двигаться к цели. Надо сказать, работу по решению проблем, остро стоящих сегодня на повестке дня, специалисты КФУ в области педагогического образования ведут в кооперации с представителями других научных направлений – медицины, психологии, права, IT-технологий и других. Такой подход в совокупности с созданием вариативных условий вхождения в профессию позволил обеспечить повышение качества образовательного процесса, активизировать деятельность в области разработки новых методик и технологий преподавания, и, тем самым, вывести значение подобных исследований на новый уровень в международном пространстве.  

Одним из показателей актуальности проводимой нами работы стал живой интерес к ее итогам, представляемым учеными КФУ на самых авторитетных мировых конференциях по образованию, организуемых Всемирной, Европейской,  Британской, Американской  ассоциациями исследований в области образования. Из этих докладов научное сообщество получало информацию об инновационных процессах в области образования, протекающих сегодня в России.

Сегодня сотрудники Института психологии и образования КФУ совместно с представителями ведущих научно-образовательных центров Великобритании, США, Португалии, Словении, Германии и других стран реализуют десятки исследовательских проектов. Основой для сотрудничества становится стремление внести лепту в решение образовательных проблем, актуальных для всего мира. Результаты исследований публикуются в ведущих международных журналах по педагогике, в том числе первого и второго квартиля.

 – Сходство проблем, характерных для систем подготовки учителей в различных странах мира, позволяет нам активно развивать взаимодействие с учеными по всему миру. Надеемся, что проводимые исследования  в дальнейшем помогут разработать  мультинациональные стандарты подготовки учителя, где будут отражены наиболее важные требования к его профессиональным качествам.

Качество материалов, публикуемых учеными КФУ, не подлежит сомнению – достаточно сказать, что по показателю “Цитирование” в рейтинге THE WUR by subject по направлению “Образование” КФУ занял вторую строчку в мире.

Айдар Калимуллин уверен, что предметные рейтинги более объективны, чем так называемые институциональные, где вуз оценивается достаточно широко: по количеству преподавателей, научных публикаций и другое. К тому же абитуриенты с максимально высокими баллами ЕГЭ, выбирая вуз, смотрят именно предметные рейтинги, так как стремятся не просто получить «корочку», а стать профессионалами в конкретной области. В КФУ на педагогические направления подготовки  абитуриенты-высокобалльники поступить стремятся.

Международные эксперты, ученые в области педагогического образования, посещавшие Казанский университет и ознакомившиеся с нашими образовательными программами, инфраструктурой, научными исследованиями, не раз характеризовали КФУ как один из мировых лидеров в области подготовки учителей. И мы рады, что эти частные признания теперь подтверждены в представленном рейтинге.

В предметный рейтинг «Образование», помимо Казанского федерального университета, вошли Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова (201-250), а также три университета-участника Проекта “5-100”: Томский государственный университет (401+), Санкт-Петербургский политехнический университет (позиция 301-400) и Уральский федеральный университет (401+). При этом два последних представлены в рейтинге впервые.