6 ноября были опубликованы результаты предметных рейтингов THE «Бизнес и экономика», «Образование», «Право» и «Социальные науки». В сотню лучших вузов мира предметного рейтинга THE-2020 «Образование» впервые вошел Казанский федеральный университет, продемонстрировав в сравнении с прошлым годом положительную динамику — вуз занял 94 позицию против прошлогоднего показателя 101-125.
Методика предметных рейтингов предполагает использование тех же индикаторов, что и при формировании рейтинга мировых университетов Times Higher Education World University Ranking, сгруппированных в блоки: «Преподавание», «Исследования», «Цитирование», «Международное взаимодействие» и «Доход от производственной деятельности (инноваций)».
По словам директора Института психологии и образования КФУ, руководителя приоритетного направления развития университета «Учитель XXI века» Айдара Калимуллина, вхождение в сотню лучших университетов — результат системной и целенаправленной работы коллектива специалистов вуза в области педагогического образования.
— Рост в предметном рейтинге THE «Образование» напрямую связан c выделением педагогического образования в одно из четырех приоритетных направлений развития КФУ — наряду с медициной, нефтедобычей и астрофизикой.
Начиная с 2011 года, после присоединения к Казанскому университету двух педагогических университетов, в вузе начали строить собственную модель педагогического образования, которая отличается вариативностью вхождения в учительскую профессию и фундаментальностью подготовки учителей-предметников. Ключевая особенность этой системы заключается в объединении преимуществ классического и педагогического университетов при подготовке учителей.
— Система педагогического образования КФУ сегодня включает в себя три модели подготовки учителей: традиционную (педагогические факультеты, которые самостоятельно готовят учителей той или иной области), распределенную (создание педагогических отделений и кафедр в структуре нескольких профильных институтов, способных организовать качественную предметную подготовку будущих учителей в своей области) и интегративную (бакалаврам классических направлений подготовки предоставляется возможность после первого или второго курса перейти на педагогические профили) модели подготовки учителей.
Импульс трансформации педагогического образования в КФУ придало участие университета в Проекте «5-100», направленном на повышение международной конкурентоспособности российских учебных заведений.
— Проект «5-100» позволяет каждому вузу-участнику выявить свои сильные стороны и затем двигаться к цели. Надо сказать, работу по решению проблем, остро стоящих сегодня на повестке дня, специалисты КФУ в области педагогического образования ведут в кооперации с представителями других научных направлений — медицины, психологии, права, IT-технологий и других. Такой подход в совокупности с созданием вариативных условий вхождения в профессию позволил обеспечить повышение качества образовательного процесса, активизировать деятельность в области разработки новых методик и технологий преподавания, и, тем самым, вывести значение подобных исследований на новый уровень в международном пространстве.
Одним из показателей актуальности проводимой нами работы стал живой интерес к ее итогам, представляемым учеными КФУ на самых авторитетных мировых конференциях по образованию, организуемых Всемирной, Европейской, Британской, Американской ассоциациями исследований в области образования. Из этих докладов научное сообщество получало информацию об инновационных процессах в области образования, протекающих сегодня в России.
Сегодня сотрудники Института психологии и образования КФУ совместно с представителями ведущих научно-образовательных центров Великобритании, США, Португалии, Словении, Германии и других стран реализуют десятки исследовательских проектов. Основой для сотрудничества становится стремление внести лепту в решение образовательных проблем, актуальных для всего мира. Результаты исследований публикуются в ведущих международных журналах по педагогике, в том числе первого и второго квартиля.
— Сходство проблем, характерных для систем подготовки учителей в различных странах мира, позволяет нам активно развивать взаимодействие с учеными по всему миру. Надеемся, что проводимые исследования в дальнейшем помогут разработать мультинациональные стандарты подготовки учителя, где будут отражены наиболее важные требования к его профессиональным качествам.
Качество материалов, публикуемых учеными КФУ, не подлежит сомнению — достаточно сказать, что по показателю «Цитирование» в рейтинге THE WUR by subject по направлению «Образование» КФУ занял вторую строчку в мире.
Айдар Калимуллин уверен, что предметные рейтинги более объективны, чем так называемые институциональные, где вуз оценивается достаточно широко: по количеству преподавателей, научных публикаций и другое. К тому же абитуриенты с максимально высокими баллами ЕГЭ, выбирая вуз, смотрят именно предметные рейтинги, так как стремятся не просто получить «корочку», а стать профессионалами в конкретной области. В КФУ на педагогические направления подготовки абитуриенты-высокобалльники поступить стремятся.
— Международные эксперты, ученые в области педагогического образования, посещавшие Казанский университет и ознакомившиеся с нашими образовательными программами, инфраструктурой, научными исследованиями, не раз характеризовали КФУ как один из мировых лидеров в области подготовки учителей. И мы рады, что эти частные признания теперь подтверждены в представленном рейтинге.
В предметный рейтинг «Образование», помимо Казанского федерального университета, вошли Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова (201-250), а также три университета-участника Проекта «5-100»: Томский государственный университет (401+), Санкт-Петербургский политехнический университет (позиция 301-400) и Уральский федеральный университет (401+). При этом два последних представлены в рейтинге впервые.