КФУ участвует в российско-германском проекте “Classroom Cultural Diversity Climate”

Казанский федеральный университет инициировал масштабный российско-германский исследовательский проект в области образования, к участию в котором привлечены Университет Потсдама, Российский экономический университет им. Плеханова, Томский  государственный педагогический университет, Уральский государственный педагогический университет. Ключевая задача этого кросскультурного исследования – изучение  школьного климата в России и Германии.

В последние десятилетия  зарубежные исследователи все более пристально анализируют ежедневно происходящие в школе события, причем фиксируют не только объективные показатели учебной деятельности, но и социальные и психологические характеристики. Одной из таких характеристик является школьный климат –  невидимый, но ощущаемый всеми участниками элемент школьной жизни. Школьный климат рассматривается как фактор не только академических достижений, но и другого рода результатов обучения в школе  –  развития социальных навыков, уровня самооценки школьников, их эмоционального и психологического состояния.

Интерес к школьному климату выходит за пределы сугубо исследовательских или управленческих задач, он важен также для родителей учеников, например при выборе школы. В европейских странах и США созданы центры изучения школьного климата, существует более сотни инструментов, предназначенных для его измерения на разных этапах обучения (в начальной, средней, старшей школе) и для разных участников образовательного процесса (учителей, директоров, учащихся и их родителей) с очень широким диапазоном применения результатов.

В России для изучения школьного климата и его влияния на академическую успеваемость зачастую используются данные масштабных международных исследований, например PISA. Однако без валидного и надежного русскоязычного инструментария невозможно подтвердить достоверность результатов.

Ученые из Центра инклюзивного образования (Inclusive Education Group) Потсдамского университета под руководством  профессора  Линды Янг сосредоточили свое внимание на школьном климате в контексте  культурного разнообразия  и степени его влияния на  адаптацию школьников – подростков. Немецкими исследователями было высказано предположение о том, что позитивный школьный климат наиболее важен для подростков с иммигрантским опытом. Учеными  разработан опросник «Classroom Cultural Diversity Climate scale (CCDCS-2)» и собран богатый эмпирический материал в школах Германии, Бельгиии, Швеции.

Научные сотрудники Центра миграционной педагогики Института психологии и  образования КФУ под руководством профессора Дины Бирман занимаются изучением проблем адаптации детей иммигрантов в образовательных учреждениях России.  В ходе общения с немецкими коллегами возникла идея сближения двух научных коллективов и проведения совместного исследования. Для России данный проект представляет особый интерес, так как изучение школьного климата в контексте культурного разнообразия в отечественной науке до сих пор не проводилось. По мнению экспертов, эта проблема входит сейчас в число наиболее актуальных для современной российской школы.

С российской стороны исследовательский проект возглавляют профессор университета Майами Дина Бирман и профессор КФУ А.Калимуллин. Напомним, что Дина  Бирман является приглашенным профессором  нашего университета и одним из руководителей САЕ «Учитель 21 века». По результатам ее исследований в  2017 году были опубликованы пять статей в высокорейтинговых международных журналах. Не менее важно, что под руководством Дины Бирман началось формирование собственной научной школы КФУ в области адаптации детей мусульман-мигрантов.

Первые результаты уже налицо – проведены интереснейшие сопоставительные исследования и приняты в печать статьи доцентов   Чулпан Громовой, Резеды Хайрутдиновой,  Камиля Насибуллина. Наши  ученые становятся все более известными за пределами России, получая гранты на участие в международных научных школах. Продуктивно входит в проект выпускница университета Саутгемптона (Великобритания) – Елена Семенова, работающая в Институте психологии и образования в качестве научного сотрудника.

— Целью заявленного проекта является дальнейшая теоретизация проблемы школьного климата, адаптация и совершенствование опросника для российского контекста и изучение степени влияния школьного климата на адаптацию подростков-иммигрантов и неиммигрантов, — прокомментировала Чулпан Громова. — Сравнение результатов исследования в России и Германии может помочь   российской исследовательской группе разработать более богатое и более тонкое понимание особенностей школьного климата, а также инструментов, которые его оценивают.

Масштабность  данного исследовательского проекта заключается в том, что сбор и анализ эмпирического материала будет проводиться в пяти регионах Российской Федерации.

Отметим, что проект «Classroom Cultural Diversity Climate» был  заявлен на грант русско-немецкого научного фонда  DFG, результаты которого будут известны в 2018 году.