КФУ участвует в оздоровительной программе «К здоровой семье через детский сад»

Доцент кафедры дошкольного и начального образования Светлана Башинова рассказала о пренатальной педагогике и о сотрудничестве ИПО с детским садом общеразвивающего вида №27 «Журавушка» Зеленодольского района, реализующим программу «К здоровой семье через детский сад».

Одной из примет нашего времени становится раннее воспитание и обучение детей. Родители учат детей читать с двух лет, с трех – изучают английский. Ученые пошли еще дальше – они предлагают начинать обучение детей в утробе матери.

Речь идет о достаточно молодой науке — пренатальной педагогике, – пояснила Светлана Николаевна. – Это целенаправленное, осознанное воздействие на еще не родившего ребенка с целью улучшения его интеллекта, формирования определенных качеств личности, укрепления нервной системы и здорового развития ребенка в целом.

Для справки

В начале 20 века был выявлен интересный факт: в мозгу новорожденных было обнаружено много атрофированных нейронов. Ученые предположили, что это происходит во время внутриутробного развития из-за их невостребованности, то есть ребенок теряет часть своего интеллекта еще до рождения.

Это открытие перевернуло представления ученых о сущности дородового воспитания и привело к возникновению и формированию наук: пренатальной педагогики и психологии.

 

В Россию пренатальная педагогика пришла в середине 90-х годов 20 века.

В 1983 году доктором медицинских наук, кандидатом психологических наук, профессором Международной академии наук и искусств Михаилом Лазаревым была разработана программа пренатального музыкального воспитания «Сонатал», которую в 1996 году одобрил Минздрав России, — уточнил наш эксперт. — Программа основана на методе прослушивания музыки и пения во время беременности. Результаты впечатляют: доказано, что дети рождаются физиологически и эмоционально более зрелыми, опережают сверстников по всем психическим и психомоторным реакциям.

Сегодня в нашей стране официально признана важность и эффективность перинатальной педагогики. Ведущие специалисты – педагоги и психологи 42 кафедр вузов России  выступили разработчиками программы «К здоровой семье через детский сад». Она реализуется в рамках Международной программы интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний ВОЗ  CINDI Children на основе многолетнего опыта «Школы родителей» женских консультаций и детских садов Санкт-Петербурга. Цель оздоровительной экологической программы «К здоровой семье через детский сад» — подготовка родителей, беременных женщин к рождению и воспитанию здорового ребенка.

 — В Санкт-Петербурге по этой программе работают уже 15 лет.  А вот в Татарстане к ней подключился коллектив детского сада общеразвивающего вида №27 «Журавушка» Зеленодольского района. Здесь с 2005 года идет работа по созданию инновационной модели детского сада. Полноценно работаю три этапа: «Мамина школа» (цикл занятий для беременных женщин), «Мама и малыш» (адаптационные группы для мам и малышей в возрасте от 3 месяцев и до 2 лет), «Дошкольник» (реализация экологической оздоровительной программы в основных группах). В работе второго этапа «Мамина школа» и принимают участие сотрудники нашей кафедры, — пояснила Светлана Николаевна.

Светлана Николаевна отметила, что на занятиях  в «Маминой школе» профессорский состав КФУ читает лекции, проводит занятия лепкой, рисованием, пением, плавными народными танцами. Работа проводится с беременными и их мужьями  в сотрудничестве с женской консультацией и роддомом.

Вспоминается удивительный случай, подтверждающий исследования о том, что дети помнят информацию, полученную внутриутробно, – поделилась Светлана Башинова. –   На занятия с новорожденными пришла заведующая детсадом Ирина Пимурзина, неоднократно проводившая занятия с ними, но еще не рожденными. И они, услышав ее голос, все одновременно подняли голову и повернулись, улыбнувшись, на ее голос. То есть младенцы, которых она знала в утробе, повели себя с ней, как с близкими родными людьми.

На этапе проекта «Мамина школа» ученые КФУ отметили снижение уровня тревожности перед ролью отцовства и материнства у 72 %  будущих родителей, повышение теоретического  и практического уровня знаний о воспитании и развитии детей младенческого возраста отмечается у 95% родителей, у 85% новорожденных отмечается высокая оценка (8-9 баллов) по шкале Апгар.

Все это означает, что пренатальная педагогика – это объективная реальность, а не просто очередное модное увлечение, и будущим родителям необходимо ее принять. И приведенная выше официальная статистика подтверждает эффективность методов пренатальной педагогики и ее позитивное влияние на общее психофизиологическое развитие детей и их здоровье, — резюмировала С.Башинова.