КФУ совместно с университетами Великобритании и Португалии займется изучением профессиональных качеств педагогов

Начало работы международной исследовательской группы по разностороннему изучению профессиональных качеств педагогов было озвучено на III Международном форуме по педагогическому образованию, прошедшем в конце мая в Казанском федеральном университете.

С российской стороны  в исследовании принимают участие ученые Института психологии и образования КФУ. Исследовательскую группу Университета Глазго (Великобритания) возглавляют заместитель директора Высшей школы образования этого университета Мойра Боланд и Марджери МакМахон, директор Британской исследовательской и образовательной группы по профессиональному обучению и лидерству в образовании. Португалия представлена Международной ассоциацией исследований в области педагогического образования  и обучения во главе с доктором наук, доцентом Университета Минью (Португалия) Марией Флорес.

Суть совместной международной научной работы заключается в изучении профессиональных качеств учителя в странах-участниках исследования, а также профессиональных  стандартов педагогического образования и профессии учителя в этих странах, внешних и внутренних факторов, определяющих содержание профессиональных стандартов в разных странах. На основе результатов проведенных исследований  ученые должны  приступить к разработке именно тех образовательных программ для подготовки  новых поколений учителей, которые бы полностью соответствовали требованиям скорректированной системы профессиональных стандартов с учетом особенностей развития и функционирования каждой страны.

Как рассказала Мария Флорес, несмотря на явную схожесть проблем систем подготовки учителя в странах мира, в каждой стране содержание педагогической подготовки и профессиональные требования будут отличаться.

«В первую очередь, нужно понять, каким мы хотим видеть учителя, кто такой «учитель», какие задачи он должен перед собой ставить и насколько это согласуется в общей стратегией развития общества и государства»,  – отмечает  исследователь из Португалии.

С ней соглашается и Марджери Макмахон. Она подчеркнула, что эти исследования  в дальнейшем помогут разработать  мультинациональные стандарты подготовки учителя, где будут отражены самые актуальные и самые важные требования  к  профессиональным качествам учителя.

«Хочу  особо  выделить, что наши исследования направлены  на то, чтобы помочь как учителям старой формации, так и новым поколениям учителей  стать еще большими профессионалами в своей работе с учащимися всех категорий. Новые профессиональные стандарты  позволят конкретизировать самые важные профессиональные качества педагогов на сегодняшний день, что даст возможность разработать образовательные программы, направленные на развитие и закрепление именно этих качеств и навыков. Добавлю, что идеал, к которому мы стремимся, это те профессиональные качества и тот уровень профессионализма, которые должны присутствовать у каждого учителя  вне зависимости от его категории, уровня системы образования и направленности его работы. Это то, чего мы хотим достичь», – рассказала она о задачах исследования.

Подчеркнем, что это достаточно сложная задача. Это ярко иллюстрирует такой пример: на сегодняшний день вырабатываемые для учителей школ профессиональные стандарты в Европе не могут применяться для ученых, разрабатывающих образовательные программы и также имеющих педагогическое образование. Как можно заметить, требования к этим категориям работников системы образования  разнятся, и разработка профессиональных стандартов  здесь требует учета множества самых разных факторов.

Отметим, что подобная работа уже продолжительное время ведется и в Институте психологии и образования КФУ.  Профессор ИПО КФУ Роза Валеева и ее коллеги подробно изучают вопрос о развитии и модернизации профессиональных стандартов учителя в России. Проблематику совершенствования системы профессиональных стандартов профессор Валеева уже представляла на нескольких зарубежных международных конференциях, посвященных вопросам педагогического образования. Подобный обмен опытом, безусловно, помогает находить общие точки соприкосновения в решении важных для системы педагогического образования проблем на международном уровне. И вопрос разработки и профессиональных стандартов учителя, вне всяких сомнений, является одной из таких глобальных проблем.