Казанский университет расширяет программы внешней аттестации студентов

Студенты Института психологии и образования КФУ, обучающиеся по педагогическим специальностям, с текущего года будут проходить обязательную аттестацию в Центрах приема ЕГЭ с тем, чтобы подтвердить свою готовность вступить в профессию. Так Казанский университет расширяет программы внешнего контроля качества образовательного процесса.

Проект предварительной аттестации будущих учителей был запущен во исполнение поручения президента РФ Владимира Путина по инициативе министерства образования и науки РТ – основного «заказчика» педагогических кадров в регионе. Казанский университет стал одним из первых вузов республики, реализующих подготовку педагогических кадров, которые выразили готовность принять участие в программе.

Как уточнила заведующий кафедрой  дошкольного и начального образования ИПО КФУ Венера Закирова, тестовые задания для аттестации будут подготовлены в Москве командой Московского государственного психолого-педагогического университета.

«Это не просто подтверждение квалификации, это будет дополнительный способ проверить готовность наших выпускников к тем реалиям, с которыми они столкнутся при работе с детьми – ведь, чтобы качественно доносить знания до учеников, необходимо самому на высоком уровне владеть всеми необходимыми навыками», — добавила Венера Закирова.

Внешний «аудит» в этом случае – один из наиболее объективных методов оценки. Казанский университет уже имеет такую практику по ряду других направлений – например, на Юридическом факультете и в Институте управления, экономики и финансов, причем запущены эти программы были по собственной инициативе вуза.

Так, начиная с зимней сессии 2015-2016 учебного года в ИУЭиФ КФУ проходит прием экзаменов с участием экспертов из внешних высших учебных заведений. За время проведения проекта было организовано три сессии с участием 20 внешних экспертов, которые проверили знания 1145 студентов по 23 дисциплинам. В экспертизе участвовали три вуза: МГУ им. М.В.Ломоносова, РЭУП  им. Г.В.Плеханова и Южный федеральный университет.

Как отмечает директор ИУЭиФ Наиля Багаутдинова, приглашенных из других вузов России преподавателей, а также представителей бизнеса привлекают как для того, чтобы беспристрастно проверить качество усвоения материала студентами («чистый срез знаний»), так и в помощь преподавателю. Например, внешний «аудитор» сможет дать рекомендации относительно преподавания того или иного курса, обратить внимание своих коллег в КФУ на какие-то проблемные места и, наоборот, подчеркнуть достоинства. Всё вместе это позволяет вносить актуальные изменения в учебные планы, чтобы, в итоге, сделать будущих выпускников стабильно востребованными у работодателей и успешными в карьере.

Более того, такая коммуникация – это инструмент обмена опытом между университетами, считает первый проректор КФУ Рияз Минзарипов:

«Я не знаю, как в других вузах, но мне кажется, это очень резонный подход. Это усиливает связи между вузами, помогает им понять друг друга. В этом большая польза, ведь неслучайно мы много говорим о сетевом взаимодействии вузов в подготовке специалистов, особенно гуманитарных специальностей – в технических, ввиду их специфики, «разночтений» обычно не бывает. Это дает эффект синергетический, когда лучшие практики, лучшие педагогические методики, например, аспекты ведения занятий, берутся на вооружение и в дальнейшем используются всё больше в рамках всей образовательной системы».

Ввиду достоинств такого подхода, Казанский университет намерен расширять его применение и в других своих подразделениях – например, в филиалах. Так, по словам Рияза Минзарипова, в текущем учебном году возрождается традиция, когда некоторые экзамены в филиалах принимают представители головного вуза или преподаватели, приглашенные извне. Это необходимо, чтобы преподаватели «на местах» помнили, что нужно серьезно относиться к качеству занятий, подготовке студентов, приему экзаменов.

Стоит отметить, что внешняя аттестация – не единственный способ контроля объективности проведения экзаменов и зачетов в КФУ, а также «чистоты» всего образовательного процесса. Это достигается как за счет специальных технических средств – например, систем видеонаблюдения в мультимедийных аудиториях, которые делают экзаменационный процесс совершенно прозрачным, – так и путем налаживания доверительного диалога со всеми участниками образовательного процесса. Так, в КФУ, постоянно действует телефон доверия 221-33-33, по которому студенты и преподаватели могут обратиться в случае нарушения своих прав, в том числе в рамках программы антикоррупционной безопасности университета.

«Мы выступаем и за самоконтроль: например, можно организовать, чтобы казанские преподаватели КФУ также были вовлечены в процесс преподавания в филиалах, — добавил Рияз Минзарипов, – и имели возможность поехать и посмотреть, чем живут их коллеги, как организован учебный процесс, как ребята усваивают материал, как проходят занятия».

Проректор напомнил, что всесторонний контроль – не «карательный» элемент, но способ улучшить свою работу в тех или иных аспектах, прислушавшись к советам извне. Однако, помимо готовности к обмену опытом, «открытость» КФУ новым программам внешней аттестации говорит и об уверенности вуза в качестве знаний своих студентов.