Как помочь адаптироваться мигрантам?

Ответ на этот вопрос дали ученые Института психологии и образования КФУ намеждународной летней школе «Профессиональная интеграция в постмиграционное пространство».

В работе этой школы, проходившей с 3 по 7 июля на базе Технического университета Дрездена (Германия), приняли участие представители 20 стран: Германии, США, Англии, Бразилии, Вьетнама, России, Косово, Испании, Китая, ЮАР, Казахстана и других. Они обсудили актуальные вопросы, связанные с трудовой миграцией, беженцами, миграцией в образовании, и обменялись опытом по обеспечению комплексной интеграции и междисциплинарного взаимодействия в решении данного вопроса.

«Практически все участники подчеркивали необходимость дополнительных образовательных мероприятий по обучению мигрантов и специалистов, работающих с мигрантами: обучение языку, трудовым компетенциям и так далее, — рассказала представитель Научно-образовательного центра миграционной педагогики, доцент Чулпан Громова. — В ходе дискуссий были сделаны выводы, что специалистам, работающим с мигрантами, необходимы специальные компетенции, эффективные инструменты для работы, а педагогам, работающим в школах и вузах важно знать об особенностях работы с детьми мигрантами и с иностранными студентами».

В рамках летней школы ученые не только презентовали свои проекты, но и обсуждали различные проблемы в парах, устраивали мозговой штурм, и все эти формы работы помогли выявить точки соприкосновения сфер научных интересов, настроиться на продуктивное глобальное сотрудничество и кооперацию в решении вопросов миграции в мире.

Что же касается казанских ученых, то они поделились результатами тех научных исследований, которые ведутся на базе Института психологии и образования. Так, директор НОЦ практической психологии, этнопсихологии и психологии межкультурной коммуникации ИПО КФУ Эндже Латыпова, представившая доклад «Интеграция иностранных студентов в вузе», подчеркнула, что иностранные студенты в вузах, рассматриваемые как временные мигранты, имеют этнообусловленные сложности психологической адаптации к российской образовательной среде.

«Умение педагогов сопровождать иностранного студента в образовательном процессе, интегрировать его в новую образовательную культуру, помогать преодолеть сложности во время экзамена, сформировать нужную среду в группе, найти индивидуальный подход является важным фактором в образовательном процессе и способствует совершенствованию подготовки будущих специалистов в Казанском федеральном университете», — отметила Эндже Латыпова.

Однако не только иностранным студентам необходимо помогать адаптироваться: сегодня в Россию приезжает все больше семей-мигрантов с детьми школьного возраста, и этим детям также необходима поддержка. И более того, необходимо готовить учителей, способных эту поддержку оказать. Именно на такой проблеме остановились ученые из НОЦ миграционной педагогики Резеда Хайрутдинова и Чулпан Громова, совместно с коллегами из Дрезденского технического университета представившие проект по развитию мультикультурных компетенций учителя для работы с детьми мигрантов в образовательных учреждениях.

«Данный проект стал итогом обсуждения ученых нескольких стран: России, Германии, Китая, Казахстана, Уганды, — поделилась Резеда Хайрутдинова. — В процессе работы над данной проблемой ученые пришли к выводу, что во всех странах образовательные учреждения играют важную роль в интеграции детей мигрантов в принимающие сообщества. Учитель – ключевая фигура в процессе данной интеграции. Для развития его компетенций необходимо изучать международный опыт с целью обогащения системы образования разных стран».

Важно отметить, что в НОЦ миграционной педагогики ведутся самые разные исследования, призванные способствовать адаптации детей-мигрантов. В частности, особого внимания заслуживает и проект «Мусульмане и мигранты в общественном пространстве российской школы: поиск оптимальной российской модели» (руководитель Камиль Насибуллов) в ходе которого выделены элементы общественного пространства, характеризующих обычную «светскую» школу и школу мусульманского меньшинства, а также выявлены риски их конфликтного взаимодействия, предложены технологические решения для снижения общественной напряженности.