Философ и методолог Петр Щедровицкий прибыл в Казань для посещения мероприятий Мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам «WorldSkills Kazan 2019». Этот визит стал хорошей возможностью для проведения встречи с руководством Казанского федерального университета, посвященной перспективам развития сотрудничества.
Петр Георгиевич Щедровицкий – философ и методолог, член экспертного совета Правительства РФ, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив, заведующий кафедрой стратегического планирования и методологии управления НИЯУ МИФИ. С 1980 года по настоящее время занимается преподавательской деятельностью, читает лекции по культурной политике, философии хозяйства, общей и прикладной методологии, философии образования, педагогике, философии и методологии управления, проблематике промышленных революций, разделению труда и онтологии мыследеятельности.
П.Г. Щедровицкий – сын философа и методолога, основателя и лидера Московского методологического кружка Г.П.Щедровицкого. Являясь признанным экспертом в вопросах стратегического развития и одним из самых известных современных российских теоретиков промышленных революций, он уверен, что «инновационная экономика не может существовать без инновационной организации сферы образования. Это две стороны одной и той же медали. Это фактически один проект, тесным образом завязанный друг с другом».
Об инновационной организации сферы образования шла речь во время встречи с директором Института психологии и образования Айдаром Калимуллиным, директором Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Михаилом Щелкуновым, директором Ситуационного аналитического центра КФУ Тимирханом Алишевым, заведующими кафедрами Института психологии и образования.
Петр Щедровицкий уверен, что инновационно организовать сферу образования значит, как минимум, осуществить три очень важных программы: программу развития фундаментальных и прикладных исследований, содержательную реорганизацию педагогических технологий, постепенное усвоение принципов и подходов содержательной организации учебного процесса, новые технологии управления. В частности, переход от отраслевого принципа к сферному, от проектного принципа, который худо-бедно начал осваиваться педагогической общественностью, к программному.
По словам Петра Щедровицкого, университетская система в современных условиях уже не может в полной мере удовлетворить все потребности общества. Назревает новый этап, и каким он будет, зависит от действий, предпринимаемых сегодня.
Согласен с ним и директор ИПО, подчеркнувший, что без опережающих исследований инновационная организация в сфере образования невозможна.
На встрече с экспертом и консультантом по вопросам пространственного развития, региональной и промышленной политики, инновационной деятельности и подготовки кадров прозвучало предложение о возможности совместных научно-образовательных программ. Речь идет о работе как непосредственно с Петром Щедровицким, так и с организациями, чьи интересы он представляет.
В качестве варианта сотрудничества ИПО и Ситуационный аналитический центр КФУ предлагают осуществление исследований в сфере образования совместно с создаваемой в КФУ лабораторией им.Г.П.Щедровицкого.
Совместная работа видится в проведении исследований в области разработки эффективных технологий развития предпосылок к становлению мыслительной деятельности у учащихся образовательных организаций (детский сад – школа) на базе детского сада и лицеев КФУ.
Среди других возможных направлений для сотрудничества была озвучена и разработка, апробация и валидация контрольно-измерительных материалов, определяющих уровень и динамику развития компетенций критического мышления у студентов (подобный проект в настоящее время реализуется совместно с НИУ ВШЭ и Открытым университетом и талантов 2.0).
Представители КФУ предложили к реализации и образовательные проекты: открытие «Школы мышления Щедровицкого» для младших школьников и «Клуба мышления Щедровицкого» — для взрослого населения (в том числе, студентов).
Более детально обсудить эти и другие возможные направления для сотрудничества стороны решили на встрече с ректором Казанского университета Ильшатом Гафуровым.