Исследователи ИПО КФУ выступили на конференции Европейской ассоциации исследователей в области образования

Сразу несколько ученых Казанского федерального университета приняли участие в одной из самых представительных конференций в области педагогического образования ECER 2021.

Ежегодная конференция Европейской ассоциации исследователей в области образования ECER 2021  собрала на онлайн-площадке более трех тысяч ученых из разных стран мира, объединенных в 33 научно-исследовательские сети и преследующих генеральную задачу ассоциации — «способствовать реализации высококачественных транснациональных исследований в области образования для усиления глобального взаимодействия наций и образовательных культур».

# ECER2021 стала уникальной платформой для исследователей со всего мира для инициирования, обсуждения и продвижения высококачественных исследований в области образования, которые стремятся ответить вопрос,  как образовательные системы, работающие в условиях неопределенности, могут обеспечить основу для развития этих навыков и способностей, какие «обещания» могут дать образовательные системы и учреждения будущим поколениям и что они могут на самом деле выполнить, какова роль самого образования и образовательных исследований в решении актуальных проблем.

Доцент кафедры начального образования ИПО КФУ Лейсан Каюмова представила  коллегам доклад «Социальные риски в молодежной среде: опыт России и Польши», подготовленный в соавторстве с профессором ИПО КФУ Венерой Закировой и профессором Поморского университета в Слупске Марией Александрович.

«Современная информационная среда, представленная, в том числе, в виде социальных сетей и средств массовой информации, становится неотъемлемой частью жизни молодежи. Отражая события общества в виде новостей, СМИ в дальнейшем имеют возможность управлять развитием этих событий, оказывают значительное влияние на личность и систему взаимоотношений, а также являются одним из источников потенциальных рисков. По этой причине информационная среда является актуальной сферой рискоориентированных исследований в образовании, — пояснила Лейсан Рафисовна. — Открытость и доступность сети становятся причиной уязвимости молодежи и детей перед информационными преступлениями. Наиболее ярким и жестким примером возможностей преступников в сети является история суицидальных игр «Синий кит» на территории России и Польши в период 2014-2017 годов».

Проанализировать механизмы работы и распространения среди молодежи деструктивных групп (на примере группы «Синий кит») в соцсетях на примере России и Польши стало основной целью научного исследования.

В результате исследования ученые пришли к выводу, что в настоящее время группа «Синий кит» не представляет масштабную угрозу. Однако ее популярность показала уязвимость информационной и личной безопасности молодежи и детей и неготовность современной системы образования к решению подобных проблем.

«Проведенный нами анализ позволит выявить наиболее уязвимые места системы социализации молодежи и составить рекомендации по профилактике распространения подобных игр с учетом специфики России и Польши», — резюмировала ученый КФУ в своем докладе.

К слову, Лейсан Каюмова не только была модератором сессии Examining Bullying and Conflict — с 2019 года она входит в число рецензентов исследовательского блока Children and Youth at Risk and Urban Education.

Об учителях как создателях видео-ресурсов на YouTube говорила в своем докладе  на конференции выпускница программы «Глобальное Образование», научный сотрудник НОЦ педагогических исследований ИПО Ксения Завьялова.

Она рассказала о международном качественном исследовании, в котором приняли участие школьные учителя из России, Республики Беларусь, Великобритании, Франции, США и Южной Кореи.

«В основе проекта — теоретическая рамка создания ценностей (value creation framework), предложенная учеными Этьеном и Беверли Венгер-Трейнер. Результатом проводимого исследования  о возможностях и преимуществах использования платформы YouTube в системе высшего образования станет пример того, как работа с видео может повлиять на учебный процесс, убеждения и ценности учителей, а также как данная практика воплощает аспекты идентичности и социабельности», — пояснила молодой ученый.

Участие опытных и молодых ученых в работе крупных и весомых научных конференций по проблемам образования свидетельствует о формировании мощной исследовательской команды, что способствует формированию высокого научного имиджа Казанского федерального университета в области «Education» на международной арене.