Институт психологии и образования расширяет сотрудничество в сфере образования

Проректор по науке Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы Наталья Суханова приняла участие в заседании круглого стола с заведующими кафедрами Института психологии и образования КФУ. После экскурсии по институту Наталья Викторовна  ответила  на несколько вопросов журналиста.

 Насколько нам известно, Башкирский государственный педуниверситет им. М.Акмуллы достаточно молодой вуз — на следующий год ему исполнится 55 лет. Но за столь короткое время он стал лидером педагогического образования, одним из крупнейших научных центров региона.

– Совершенно верно. В 1967 году вуз принял 280 абитуриентов, сегодня количество студентов превышает 12 тысяч. Основной профиль вуза – подготовка учителей. Примерно 75 процентов студентов учатся на педагогических направлениях. К тому же БГПУ входит в состав сетевого университета Шанхайской организации сотрудничества, а это значит, что наши бакалавры и магистранты могут учиться за рубежом и получать двойные дипломы.

В 2016 году Минобрнауки РФ присвоило университету статус опорного гуманитарного вуза России по продвижению русского языка в страны ШОС, подтвердив наш высокий образовательный потенциал.

—  Какова цель вашего визита в ИПО КФУ и о чем шла речь на заседании круглого стола?

—  Руководство вуза поставило перед нами цель проанализировать успехи того или иного вуза,  перенять и внедрить в нашем университете  передовой опыт и лучшие практики. Из рассказа директора ИПО Айдара Калимуллина, я узнала, насколько кардинальные изменения произошли в университете и институте за последние 10 лет. А факт попадания в топ-100 предметного рейтинга THE и 150  строчка рейтинга QS свидетельствует о том, что ваш университет выбрал верный путь, сделав ставку на педагогическое образование. Мы заинтересованы в системе сетевого взаимодействия между нашими вузами в области педагогического образования.

Среди предложенных к сотрудничеству заявлены темы: «Полилингвальное образование», «Использование дистанционных технологий в сельских школах», «Оценка качества образования на основе профессионального дефицита».

– Темы выбраны не случайно. Так, в 2020 году президент Республики Башкортостан дал задание ученым нашего университета разработать для региона модель полилингвального образования. Мы знаем, что такую модель разрабатывали ученые Казанского федерального университета. И надеемся, что профессионалы Института психологии и образования КФУ представят нам свои наработки и предложения, делая упор на развитие системы образования и подготовки педагогических кадров.

Кстати, тема «Подготовка полифункционального педагога для современной сельской школы», предложенная вашим ученым в качестве совместного исследования, — это тоже основное направление, по которому работает в нашем вузе кафедра ЮНЕСКО, открытая в 2014 году. Ученые БГПУ долго  и плодотворно работали  над научным проектом  «Многомерная модель подготовки полифункционального специалиста нового типа». Ведь не секрет, что школам в сельской местности необходимы учителя, способные работать и географами, и историками одновременно. Но сейчас подготовка такого учителя невозможна по существующей методике для обычного специалиста-предметника. Мы разработали четыре модели подготовки преподавателя для малокомплектных школ. И в ближайшее время планируем апробировать эти модели.

Наталья Суханова рассказала во время заседания круглого стола, что Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы в феврале 2021 года получил статус федеральной инновационной площадки. В вузе будет организован центр по сопровождению профессионального роста педагогических работников.

– Он позволит выявлять нехватку знаний и навыков у учителей и восполнять ее оперативно и индивидуально. Если подробно, то  на основе анализа существующих знаний, умений, навыков педагога и его потребностей составится индивидуальный образовательный маршрут – образовательные программы для каждого из педагогов-участников проекта. Мы планируем за три года провести диагностику не менее 1000 педагогов ежегодно.

– Каковы ваши впечатления от Института психологии и образования?

–  Будь я моложе лет на 30,  я бы хотела тут учиться. Здесь созданы условия для студентов и в инфраструктуре, и психологический климат, и методическое обеспечение. Конечно, в этом большая заслуга и руководства университета, и коллектива  института.

В качестве ученого, мне импонирует сотрудничество и кооперация наших вузов.  Объединив усилия по подготовке педагогов, проводя совместные исследования на самые острые темы в области педагогики, мы сможем продвинуться в мире.

В заключение круглого стола участники встречи решили в ближайшем будущем определить темы и степень участия сторон в совместных проектах.