Преддверие нового года — это такое время, когда нужно не только загадывать желания и строить планы на будущее, но и подвести итоги уходящего года. Несмотря на то, что 2020-й был особенно сложным, Казанский федеральный университет сохранил высокие позиции в мировых и российских рейтингах, достигнутые за последние годы.
Как известно, КФУ активно участвовал в Проекте 5-100, инициированном Правительством Российской Федерации несколько лет назад. И нашему университету удалось реализовать поставленные цели: КФУ смог не только войти в Рейтинг лучших университетов мира по версии Times Higher Education, но и занять в предметном рейтинге «Образование» 90-ю позицию в мире и 1е место в России.
Казанский университет сумел за семь лет реализации проекта вывести инфраструктуру педагогического образования на уровень лучших мировых университетов, повысить значимость научных исследований, заметно улучшить свою международную репутацию. Особо надо отметить мудрость и прозорливость лидера нашего университете – академика Российской академии образования Ильшата Гафурова, увидевшего в 2013 году большой потенциал и социальную значимость в педагогическом образовании и всемерно поддерживавшего его в процессе становления.
Заметный вклад в развитие новой системы подготовки учителей внесли многие институты КФУ, и прежде всего в роли координатора – Институт психологии и образования.
По мнению директора Института психологии и образования, руководителя САЕ «Учитель XXI века», профессора Айдара Калимуллина, следует отметить новации в системе педагогического образования, реализованные не только в Институте психологии и образования, но и значительные достижения коллег-педагогов из Елабужского института и Института филологии и межкультурной коммуникации:
— Несмотря на необычайно сложный год, связанный с пандемией COVID 19, мы достигли лучшего показателя за всю современную историю российского образования, заняв столь высокую строчку в предметном рейтинге. Это означает, что модель организации образовательного процесса и наши новые педагогические проекты и инициативы весьма востребованы, актуальны и соразмерны мировым трендам. Все без исключения ученые, преподаватели, сотрудники всего нашего университета напряженно работали в течение года на повышение эффективности подготовки учителей.
Давайте вместе еще раз перелистаем страницы уже ставшего историей года.
ЯНВАРЬ
Новый год начался для ученых Института психологии и образования с хороших новостей – Российский фонд фундаментальных исследований поддержал грантом исследование «Система Я и ментальной регуляции психических состояний», проводимое под руководством профессора кафедры общей психологии ИПО КФУ Александра Прохорова. Это один из девяти грантов, поддержанных Российским научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований. Благодаря повышению качества исследований, а также перспективным тематикам, ученые ИПО получили весомую поддержку своих исследований.
https://kpfu.ru/psychology/issledovanie-uchenyh-ipo-kfu-podderzhano-grantom.html
В январе в ИПО прошел семинар «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра. Цифровые инструменты в работе дефектолога». В нем приняла участие академик Российской академии образования, заведующая лабораторией специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ Ленинградского государственного университета Ольга Кукушкина. Целью семинара стало обсуждение научных и практических результатов психологических и педагогических исследований в современном мире. По мнению академика РАО, в Казанском университете есть потенциал для развития цифровизации обучения студентов-дефектологов. Она предложила коллегам из ИПО использовать в профессиональной подготовке дефектологов виртуальную реальность и цифровые инструменты.
https://kpfu.ru/psychology/akademik-rao-predlozhila-ispolzovat-v-383042.html
ФЕВРАЛЬ
В феврале в КФУ традиционно прошла Международная зимняя школа по психологии состояний. Конференция в 14-й раз стала площадкой для старта научной деятельности молодых ученых, которые в будущем сформируют сообщество ученых-психологов Татарстана и России.
https://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnaya-zimnyaya-shkola-po-psihologii.html
В рамках институционального научно-образовательного проекта нашего института «Академический диалог» отдел научной и международной деятельности, а также кафедра педагогики высшей школы Института организовали и провели двухдневный цикл семинаров для молодых исследователей в области образования.
https://kpfu.ru/psychology/cikl-seminarov-dlya-molodyh-issledovatelej-v.html
МАРТ
Издательство Оксфордского университета опубликовало энциклопедию, одну из глав которой написали профессора ИПО КФУ. Это стало признанием глубины и важности исследований ученых КФУ на международном уровне.
Предложение от Oxford University Press написать главу о педагогическом образовании в России поступило Р.Валеевой и А.Калимуллину весной 2018 года. В декабре 2019 года вышла онлайн-версия Оксфордской энциклопедии по педагогическому образованию, а накануне 8 марта Oxford University Press уведомила авторов главы Teacher Education in Russia о публикации печатной версии книги.
Это результат активного сотрудничества наших ученых с зарубежными коллегами. С 2016 года ученые Института психологии и образования Казанского университета включены в ряд международных проектов, в том числе по сравнительным исследованиям в области развития педагогического образования в различных странах, инициированный исследователями из университета Оксфорда.
https://kpfu.ru/psychology/izdatelstvo-oksfordskogo-universiteta-386490.html
В марте стали известны результаты всемирного рейтинга университетов QS World University Rankings, который ежегодно публикуется британской компанией Quacquarelli Symonds (QS), специализирующейся на образовании и обучении за рубежом. Казанский федеральный университет укрепил свои позиции в предметной области «Образование», войдя в топ-250 лучших вузов мира. Всего три российских университета вошли в рейтинг QS: в топ-150 вошла Высшая школа экономики, в топ-200 — Московский государственный университет, и в 250 — КФУ. https://kpfu.ru/psychology/direktor-instituta-psihologii-i-obrazovaniya-kfu-386484.html
Аналитический центр «Эксперт» подвел итоги масштабного исследования научной продуктивности университетов и опубликовал предметный рейтинг российских вузов. Согласно ему, КФУ вошел в топ-3 лучших вузов России. В предметном рейтинге научной продуктивности вузов КФУ занимает второе место в России в области «Образование».
https://kpfu.ru/psychology/v-predmetnom-rejtinge-nauchnoj-produktivnosti.html
АПРЕЛЬ
С 6 апреля в Казанском федеральном университете образовательный процесс стал проходить в дистанционном формате. Для этого в КФУ используется ряд программных решений и онлайн-платформ.
Преподаватели ИПО использовали в своей работе системы видеоконференций Microsoft Teams, Zoom, Skype, чаты в соцсетях, онлайн-курсы на российской платформе «Открытое образование», онлайн-курсы на международной платформе Coursera, видеолекции на сайтах типа YouTube и др.
28 преподавателей ИПО приняли участие в проекте «Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения в Казанском университете», инициированным директором института. Они прочитали лекции по темам, связанным с переходом на дистанционное обучение и поделились собственным опытом реализации учебных дисциплин в нестандартной ситуации пандемии. Записи их лекций выложены на YouTube.
Социологические опросы студентов-будущих педагогов показали их высокую удовлетворенность качеством образовательного процесса.
https://kpfu.ru/psychology/v-kfu-startuet-proekt-39psihologo-pedagogicheskoe.html
Статья молодых ученых Института психологии и образования КФУ опубликована в научном журнале первого квартиля. В ней представлены результаты трехлетних исследований коллектива соавторов, в который вошли научный сотрудник научно-образовательного центра педагогических исследований ИПО КФУ, ныне сотрудник факультета педагогического образования Университета Ювяскюля (Финляндия) Дарья Ханолайнен, научный сотрудник Елена Семенова и директор образовательных программ частной швейцарской школы, доктор Пол Магнусон. Молодые ученые КФУ разработали и опробовали экспериментальный метод графических виньеток, которые представляют собой набор неполных, проблемных комиксов, которые предоставляются участникам для творческого завершения и впоследствии используются при проведении индивидуальных интервью с детьми. Работа по проекту велась с осени 2017 года.
https://kpfu.ru/psychology/statya-molodyh-uchenyh-instituta-psihologii-i.html
МАЙ
В мае в Казанском университете стартовал VI Международный форум по педагогическому образованию vIFTE-2020. Международный форум по педагогическому образования в шестой раз стал научной площадкой для обмена передовым опытом в области подготовки учителей между российскими и зарубежными исследователями. Педагоги из более 30 стран приняли участие в форуме, который из-за затронувшей мир в 2020 году пандемии COVID-19 впервые прошел в виртуальном формате.
Основными форматами VirtualIFTE-2020 стали видеолекции ключевых спикеров, синхронные виртуальные круглые столы, международные онлайн-симпозиумы, заседания исследовательских групп, постерные презентации, реализуемые посредством систем для проведения вебинаров Adobe Connect, Microsoft Teams, официального сайта форума, платформы «Ломоносов», официального YouTube-канала VirtualIFTE- 2020.
Обсуждались острые темы цифровизации современного педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в условиях «цифрового разрыва», цифровые технологии в подготовке будущего учителя.
https://kpfu.ru/psychology/v-kazanskom-universitete-startoval-vi-389670.html
ИЮНЬ
В июне завершился VI Международный форум по педагогическому образованию. Несмотря на высокие технические требования организации и уникальность проведения, участниками Форума стали около 900 ученых (120 зарубежных коллег). Техническую поддержку Форуму оказала компания Microsoft.
За 10 дней его виртуальные площадки посетило более 7 тысяч уникальных пользователей из 82 (уточните еще раз)стран мира. Всего по статистике компании Microsoft было сделано более 32 тысяч входов на площадки этого международного научного мероприятия.
Таким образом, в условиях пандемии Форум стал одной их крупнейших международных научных площадок в области образования.
https://kpfu.ru/psychology/issledovatelskie-gruppy11-ijunya-2020v-kazanskom.html
Онлайн-проект ученых Института психологии и образования КФУ «Мама знает!» стал победителем конкурса президентских грантов. На разработанный учеными ИПО КФУ проект до конца 2020 года будет выделено более 450 000 рублей.
https://kpfu.ru/psychology/proekt-uchenyh-instituta-psihologii-i-390348.html
Студентке третьего курса КФУ дали рекомендацию на учебу в аспирантуре Института психологии РАН. Так высоко президент РАО оценил степень актуальности и новизны исследования будущего логопеда ИПО.
https://kpfu.ru/psychology/studentke-tretego-kursa-kfu-dali-rekomendaciju-na.html
Журнал «Образование и саморазвитие» Казанского федерального университета вошел в четвертый квартиль среди журналов, рецензируемых в базе данных Scopus. Главный научный редактор журнала «Образование и саморазвитие», профессор Роза Валеева охарактеризовала данное событие как важный шаг в росте академической репутации вуза.
https://kpfu.ru/psychology/zhurnal-39obrazovanie-i-samorazvitie39-kfu-voshel.html
ИЮЛЬ
Группа ученых Института психологии и образования Казанского федерального университета получила поддержку Российского фонда фундаментальных исследований на разработку исследовательского проекта на тему «Психологическая модель вовлеченности субъектов учебной деятельности на основе нейросетевого анализа в цифровой образовательной среде». Проект будет реализован в течение двух лет под руководством профессора Леонида Попова. Партнером проекта выступила компания «Экзамус», которая сегодня работает с Казанским университетом над реализацией технологий прокторинга при удаленной сдаче экзаменов.
https://kpfu.ru/psychology/v-kazanskom-federalnom-universitete-budet-391223.html
В журнале американского издательства Taylor & Francis будет опубликована глава книги профессора ИПО КФУ Александра Прохорова «Смысловая регуляция психических состояний».
https://kpfu.ru/psychology/v-zhurnale-amerikanskogo-izdatelstva-budet-391229.html
Создание при Казанском федеральном университете детского дошкольного образовательного учреждения для детей с особенностями развития было инициировано ректором КФУ Ильшатом Гафуровым и поддержано руководством нашей республики. Детский сад КФУ, являясь не только региональной, но и федеральной инновационной площадкой, позволит объединить научный потенциал разных структурных подразделений КФУ. К тому же он станет базовой площадкой обучения будущих педагогов и повышения их квалификации.
https://kpfu.ru/psychology/osenju-pri-kazanskom-federalnom-universitete.html
АВГУСТ
Елабужская средняя общеобразовательная школа № 5 вошла в структуру КФУ. Идея «университетской школы» была предложена ректором КФУ именно в рамках стратегии «Учитель XXI века». По концепции школы учителя, как уже работающие, так и будущие, станут союзниками университета в достижении общей цели – обеспечить детям успешное будущее. Открытие «университетской школы» поможет войти в профессию будущим учителям, позволит повысить качество образования школьников, профессиональное мастерство учителей и откроет новые возможности.
Инициатива оказалась более чем своевременной: в этом году педагоги столкнулись с необходимостью перехода на дистанционное образование. Для университета этот процесс прошел безболезненно, так как уже были разработаны цифровые ресурсы по каждому направлению.
В августе на встрече руководства ИПО и директора Лицея им. Н.И. Лобачевского было принято решение об открытии в образовательном учреждении педагогического класса. Это позволит создать систему непрерывной специализированной подготовки, ориентированную на продолжение образования в вузах педагогического профиля. Ученики педкласса будут углубленно изучать математику, физику, химию, биологию и информатику — учителями которых они планируют стать в будущем. Обучаясь в классах педагогической направленности, ребята приобретут опыт практической педагогической и научно-практической деятельности. Преподаватели ИПО КФУ планируют проводить с будущими коллегами как теоретические, так и практические занятия.
https://kpfu.ru/psychology/v-licee-imnilobachevskogo-otkrojut-391809.html
Каждый год после окончания международного форума по педагогическому образованию материалы конференций публикуются в научных международных журналах. Колоссальную работу провела редколлегия Форума и в этом году: были подготовлены к публикации 4 тома сборников VI Международного форума по педагогическому образованию.
https://kpfu.ru/psychology/podgotovleny-k-publikacii-4-toma-sbornikov-vi.html
СЕНТЯБРЬ
Первый в Татарстане центр ДНК (Дом научной коллаборации) – часть федерального проекта «Успех каждого ребенка», реализуемого под эгидой Национального проекта «Образование», открылся 1 сентября в Елабуге. Это ключевой центр дополнительного образования детей при университете.
Уникальность проекта в том, что он объединяет школьное и вузовское образование, которые отлично дополняют друг друга при обучении нового поколения современным компетенциям и технологиям. Занятия в ДНК ведут и профессора ИПО.
https://kpfu.ru/elabuga/pervyj-v-tatarstane-dom-nauchnoj-kollaboracii.html
В бюллетене одной из наиболее авторитетных и представительных международных научных ассоциаций в области педагогического образования ISATT — Newsletter, опубликована статья об итогах VI Международного форума по педагогическому образованию, прошедшего в Казанском университете в мае этого года. Публикация подчеркивает значимость форума в области «Education» и высокий уровень российского образования в глазах мирового научно-педагогического сообщества.
https://kpfu.ru/psychology/v-bjulletene-mezhdunarodnoj-associacii-isatt.html
Образовательная платформа «Юрайт» провела национальное исследование использования цифровых ресурсов в вузах, собрала статистику по использованию платформы и подготовила отчет «Рейтинг учебных заведений». Объективные статистические данные демонстрируют рост интереса к интернет-образованию. КФУ в рейтинге занимает 138 строчку из 785 вузов.
https://kpfu.ru/psychology/kfu-vyros-v-rejtinge-uchebnyh-zavedenij-po-392301.html
Преподаватели Института психологии и образования КФУ разработали программу внеурочной деятельности для полилингвального образовательного комплекса «Адымнар» —- уникального для российских реалий проекта, курируемого Государственным Советником Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым.
Программа включает в себя такие направления, как «История Республики Татарстан», «Художественная культура Татарстана», «Литературное чтение на английском языке».
https://kpfu.ru/psychology/prepodavateli-instituta-psihologii-i-obrazovaniya-392398.html
ОКТЯБРЬ
Опубликован новый предметный рейтинг вузов мира Times Higher Education (THE-2021). В предметной области «Образование» КФУ — единственный из шести представленных в рейтинге российский вуз, вошедший в сотню лучших. Дебютировавший в этом рейтинге четыре года назад Казанский университет с тех пор укрепляет свои позиции – на этот раз татарстанский вуз расположился на 90 строчке. Не только удержать позиции, но и вырасти в международном рейтинге вузу позволили уникальная система и инфраструктура подготовки учителей, актуальные исследования в области образования, получившие признание зарубежных коллег.
КФУ — единственный российский университет, последовательно и масштабно представляющий российское педагогическое образование мировому научному сообществу. Это стало возможным благодаря участию ученых вуза на ведущих международных конференциях (WERA, AERA, ECER, BERA, ISATT, ATEE и др.), а также вхождение КФУ в число участников ассоциаций.
Университет активно привлекает ведущих ученых. Исследователи из ведущих университетов мира – сегодняшние партнеры ученых ИПО. На сегодняшний день в Институте психологии и образования КФУ действуют 14 исследовательских международных научных групп.
КФУ продолжает работу по интеграции молодых исследователей в российскую образовательную науку. Молодые ученые ИПО уже не раз становились авторами научных статей, публикуемых в журналах уровня Q1, демонстрируя высокий уровень исследовательской деятельности. А это говорит, что у нашего университета есть будущее.
Среди факторов, помогающих КФУ войти в сотню лучших вузов мира, и сформированная в университете уникальная система сервисов для подготовки учителей.
Все действия, проводимые в КФУ, стали значимыми инструментами международного продвижения и позволили университету не только стать одним из ста лучших вузов в области образования, но и вносить реальный вклад в модернизацию подготовки учителей – сферы, которая сейчас является проблемной для всего мира.
https://kpfu.ru/psychology/kazanskij-universitet-vtoroj-god-uderzhivaet.html
В ИПО завершила работу VI Всероссийская научно-практическая конференция «В.М.Бехтерев и современная психология личности», посвященная 135-летней годовщине создания в Казанском университете первой в России психофизиологической лаборатории. Около 100 психологов из Москвы, Твери, Нижнего Новгорода, Челябинска, Барнаула, Екатеринбурга, Перми и других городов России приняли участие в конференции, которая в условиях пандемии прошла в онлайн-формате.
За три дня работы конференции на заседаниях семи секций было сделано более 50 докладов. На повестку дня вынесены вопросы, затрагивающие наиболее актуальные проблемы психологии личности.
https://kpfu.ru/psychology/v-kfu-obsuzhdali-nasledie-behtereva-393988.html
НОЯБРЬ
По инициативе ректора Казанского университета И. Гафурова в университете расширяется инфраструктура и техническое оснащение центров и учебных аудиторий для дистанционного и смешанного обучения. Для преподавателей ИПО дополнительно созданы несколько аудиторий для обучения в новом формате. В учебных аудиториях установлены индивидуальные зоны и кабинки для онлайн-обучения, чтобы не отвлекать преподавателей от процесса преподавания.
В начале октября в крупнейшем британском издательском доме Routledge вышла книга «Аккультурация и школьная адаптация учащихся-мигрантов: факторы, связанные со школой и семьей». Ученые ИПО КФУ вошли в международной коллектив авторов этой книги c главой «Технологии обучения для детей иммигрантов: исследование учителей начальной школы в России».
https://kpfu.ru/psychology/uchenye-ipo-kfu-voshli-v-mezhdunarodnoj-kollektiv.html
ДЕКАБРЬ
Состоялась презентация одного из проектов, реализуемых в рамках сотрудничества КФУ с известным методологом и философом Петром Щедровицким. Совместная работа с ведущим ученым ведется в области разработки эффективных технологий развития предпосылок к становлению мыслительной деятельности у учащихся образовательных организаций (детский сад – школа) на базе детского сада и лицеев КФУ.
https://media.kpfu.ru/news/utrennee-soveschanie-41
17 молодых исследователей ИПО стали победителями стипендиального конкурса Оксфордского Российского фонда. В течение всего учебного года они будут ежемесячно получать стипендию в размере 8 тысяч рублей.
Педагоги КФУ приняли участие в Международной конференции по воспитанию детей младшего возраста, которая прошла в этом году в онлайн-формате. В рамках научных и практических секций, симпозиумов, мастер-классов эксперты КФУ поделились результатами новейших исследований в области детства, представили новейшие педагогические подходы к воспитанию и образованию детей, поделились опытом.
https://kpfu.ru/psychology/pedagogi-kfyu-prinyali-uchastie-v-mezhdunarodnoj.html
Завершающим аккордом уходящего года стал старт регистрации на VII Международный форум по педагогическому образованию IFTE, который пройдет в КФУ 26-28 мая 2021 года.
https://kpfu.ru/psychology/startovala-registraciya-na-vii-mezhdunarodnyj.html
Подводя итоги деятельности педагогов и психологов КФУ в 2020 году отметим, что он стал рубежным для нас. Завершилась реализация Проекта повышения мировой конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-исследовательских центров (Проект 5-100). Решая поставленные задачи КФУ смог продемонстрировать свою эффективность в самых разных научных областях и прежде всего в сфере педагогического образования. Основная задача стратегической академической единицы «Учитель XXI века» — превратить КФУ в один из ведущих центров педагогического образования, сочетая российские традиции и передовой мировой опыт в педагогике, объединяя преимущества классического и педагогического университетов, соединяя западный и восточный подходы к восприятию ценностей образования, — выполнена.
Однако, это не повод для дальнейшей спокойной жизни. Перед педагогами и психологами университета стоит уже новая задача: продолжить поиск новых технологий подготовки учителей в рамках новой государственной программы «Приоритет 2030».
Надеемся, что в 2021 году в КФУ будут развиваться новые прорывные идеи и масштабные проекты в области педагогического образования, без которых сейчас уже немыслимо развитие нашего славного университета.