Ильшат Гафуров высказался о современных проблемах психолого-педагогического сопровождения раннего детства как вызове университетской науке

VII Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2018) проходит в эти дни в МГУ.

Ближайшее десятилетие (с 2018 по 2027 гг.) объявлены Президентом РФ «Десятилетием детства». В рамках этого общегосударственного проекта одним из главных событий года стала VII Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

В крупнейшем российском мероприятии, посвящённом педагогике и психологии детства, содержанию и организации дошкольного образования, принимает участие делегация Казанского университета, возглавляемая ректором КФУ Ильшатом Гафуровым.

Среди участников конференции завкафедрой Института психологии и образования КФУ, член международного комитета  конференции ЕССЕ 2018, доктор психологических наук Лариса Баянова  и доцент кафедры педагогической психологии КФУ Евгения Шишова.

Ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров стал ключевым спикером ЕССЕ 2018 и представил участникам пленарного заседания доклад «Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения раннего детства как вызов университетской науке».

Проблематика заявленного ректором КФУ доклада в процессе работы была значительно расширена, включив вопросы подготовки специалистов для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ в нашем университете как составной части проблемы психолого-педагогического сопровождения детства.

Ректор КФУ напомнил, что сегодня в КФУ обучается порядка 9 тысяч будущих педагогов, доля которых составляет 16 процентов от общей численности студентов. При этом, уверен ректор, качественная подготовка педагогов невозможна без серьезной научно-исследовательской работы. В связи с этим университет заинтересован в подготовке востребованных специалистов, отвечающих вызовам современности.

Помимо существующих трех базовых моделей подготовки учителей – традиционной, распределённой и интегрированной – с предстоящего года стартует апробация дуальной модели подготовки, когда, начиная с третьего курса, будущий учитель значительную часть времени (около двух дней в неделю) проводит в специально подобранной школе (в основном это наши лицеи). Там он осуществляет функции ассистента опытного педагога и развивает практические компетенции.

По словам ректора КФУ, сегодня в структуре Казанского университета создана обширная инфраструктура апробации технологий педагогического образования. Что дает возможность создания полного цикла, включающего в себя образование, научные исследования и быстрый трансфер их результатов, как в школьную практику, так и в высшее образование.

Говоря о конкретных результатах, полученных исследователями дошкольного детства в Казанском университете, Ильшат Рафкатович отметил, что в рамках исследования, поддержанного грантом Российского гуманитарного научного фонда, удалось выявить и описать уровни взаимодействия ребенка дошкольного возраста с правилами, регулирующими его поведение. Кстати, результаты этих исследований были опубликованы в одном из ведущих британских изданий «Европейский научно-исследовательский журнал дошкольного образования». Стоит отметить, ряд работ проводится совместно с учеными факультета психологии МГУ.

– Московским и казанским коллегам удалось адаптировать американские тесты на выборке российских детей, в результате чего у нас появились нейропсихологические методики диагностики регуляции детского поведения.

Ректор Казанского университета озвучил в своем докладе и проблему взаимодействия ребенка и виртуальной среды. Как путь оптимизации им было предложено создание альтернативных сайтов и порталов для образовательных и воспитательных целей.

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» ученые Казанского университета разработали и реализовали проект «Живые сказки», направленный на обучение дошкольников русскому языку. Изначально проект разрабатывался для детей русского зарубежья. Сейчас русскому языку по виртуальной программе «Живые сказки» обучаются несколько тысяч детей и в России.

Понимая, что именно дошкольный возраст является самым продуктивным в развитии многих базовых компетенций, мы ведём активную работу по созданию телевизионной платформы для дошкольников по изучению родного татарского языка (УЕН ТВ). Эта платформа будет открыта на портале Казанского университета, где в открытом доступе мы планируем размещать анимационные материалы для методического сопровождения известной для многих в этом зале программы «От рождения до школы».

В качестве еще одного глобального вызова для мира детства, выступает массовая миграция, которая актуализирует повестку полилингвальности. В Казанском университете при поддержке фонда Владимира Потанина разработана и реализуется магистерская программа «Мультилингвальные технологии раннего развития детей».

Свой доклад о проблемах оценки качества билингвальной образовательной среды раннего детства представила на конференции доцент кафедры педагогической психологии КФУ Евгения Шишова. Она отметила, что сегодня нужен педагог, способный проектировать многоязычную образовательную среду, способный к тонкому анализу этой среды и выстраиванию зоны ближайшего развития для детей.

В завершении своего выступления ректор КФУ подчеркнул значимость современного российского многопрофильного университета в исследовании актуальных психолого-педагогических проблем, в том числе в области раннего детства.

Уверен, – заявил Ильшат Рафкатович, – что уникальные условия для междисциплинарного взаимодействия и интеграции представителей самых разных наук в рамках одной административной, финансовой, лабораторной, ресурсной системы единого университета открывают реальные возможности для прорывных исследований, для более глубокого познания интеллектуальных, психических, физических и других особенностей развития детей, что особенно важно в условиях быстро меняющегося мира.

 


Справка

Инициатором и организатором научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE)  была Московская педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО).

С тех пор Конференция проходит в Москве ежегодно и заслуженно является одним из ключевых событий в области дошкольного образования современной России.

С каждым годом Конференция становится все масштабнее: в VI-й Конференции в 2017 году приняли участие ведущие специалисты из 75 регионов России.

Расширяется и международное присутствие: так, если I-ю  Конференцию в 2011 году посетили участники из 7 государств, то в VI-й Конференции в 2017 году приняли участие специалисты из 35 стран.

С первого дня Конференция поддерживается Общественной палатой Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Всемирным банком. С 2015 года соорганизатором Конференции является МГУ имени М.В.Ломоносова, что вывело Конференцию на качественно новый уровень.

Конференция ECCE-2018 проходит под эгидой ЮНЕСКО, входит в План мероприятий Евразийской ассоциации университетов, входит в План мероприятий, посвященных Году культуры в Содружестве Независимых Государств.