Ильшат Гафуров: «Гуманитарное направление всегда будет одним из наших приоритетов»

Накануне юбилея ректора Казанского университета Ильшата Гафурова мы решили вспомнить его высказывания о педагогическом образовании КФУ.

Возрождая педагогическое направление, определив его в качестве приоритетов развития вуза, акцентировав внимание на создании новой системы подготовки учительских кадров, которая достаточно успешно реализуется на сегодняшний день, за 11 лет со дня назначения на пост ректора Ильшату Гафурову удалось сделать наш университет одним из трёх крупнейших центров Российской Федерации по подготовке учительских кадров и единственным университетом России, вошедшим в сотню лучших вузов мира в предметной области «Образование» мирового рейтинга THE.

О том, как и что говорил юбиляр — ректор КФУ Ильшат Гафуров об эволюции педагогического образования, об эффективности подготовки учителя, ответственности Учителя перед обществом, о важности проведения государственной политики в области педобразования, читайте в нашей подборке.

 

2011 год

Университет, как и система образования в целом, по своей природе структура инерционная. Поэтому в ряде случаев мы действуем не так быстро, как хотелось бы. В университете нельзя в один день что-то кардинально изменить, можно только постепенно модернизировать.

Подготовка конкурентоспособных специалистов, в том числе и учителей, сегодня решительно невозможна без тесных связей университета, его подразделений как с реальным сектором экономики, так и с социальными структурами.

 

2013 год

Сложнее с гуманитарной сферой. Не скрою, есть коллеги, которые полагают, что это направление мало что дает университету с точки зрения репутации и продвижения в рейтингах. Действительно, в этой области сложно сказать что-то новое. А соответственно, непросто опубликоваться в индексируемых научных изданиях. Однако университет призван не только накапливать и транслировать знания, но и воспитывать социально ответственных граждан. А это как раз важная миссия общественных наук. Поэтому гуманитарное направление всегда будет одним из наших приоритетов.

 

2014 год

  • С нового учебного года началась апробация интегральной модели вхождения в учительскую профессию, – это, можно сказать, – ноу-хау учёных университета. Речь идёт о внедрении гибких образовательных траекторий для студентов естественнонаучных институтов с целью их перехода в процессе обучения на педагогический профиль.
  • Педагогическое направление занимает лидирующие позиции в университете по использованию дистанционных курсов: из почти 60 подготовленных ресурсов свыше 40 уже широко используются в ходе решения учебных задач, включая реализацию совместных образовательных программ с университетом Париж-3 – Новая Сорбонна, нашим давним партнёром Гиссенским университетом, Университетом Страсбурга, Вроцлавским экономическим университетом и другими вузами-партнёрами.

 

2015 год

  • Педагогические отделения были образованы в структуре большинства профильных институтов, что позволило существенно улучшить предметную подготовку выпускников. Практически все институты КФУ обладают самыми современными научными и учебными лабораториями, в том числе моделирующими образовательный процесс в школе. Основной принцип заключен в том, что квалифицированный учитель наряду с методикой преподавания должен получить фундаментальные знания в своей области. Координатором психолого-педагогической подготовки в профильных институтах является Институт психологии и образования.
  • Другой путь вхождения в учительскую профессию, приобретающий все большую востребованность у нашей многотысячной армии студентов – это разнообразные программы профессиональной переподготовки. Мы предлагаем их также бакалаврам классических направлений подготовки на 4-м году обучения, либо после окончания университета. Наш опыт показывает, что нередко и бакалавры-педагоги также выбирают такие программы, например по психологии, иностранным языкам, дополнительному образованию.

 

2016 год

В этом году при поддержке РАО на площадке Казанского федерального университета был создан Региональный научный центр, что стало важным событием в научной жизни. В настоящее время в КФУ обучаются более 9 тысяч будущих педагогов практически по всем предметным областям общеобразовательной школы. Именно поэтому вопросы подготовки учителей заняли приоритетное место в деятельности Приволжского регионального научного центр РАО, который в течение прошедшего года был теснейшим образом вовлечен в единую систему образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности КФУ.

 

2017 год

Мы с удовлетворением восприняли известие, что Казанский федеральный  университет вошел в предметные рейтинги Times Higher Education по направлениям «Бизнес и экономика» (176-200 место) и «Социальные науки» (201-250 место).

Посмотрите, что было 6 лет назад. Сегодня мы являемся совершенно другими… Участие в международных рейтингах — это возможность увидеть себя как в зеркале, сравнить нашу работу с тем, что демонстрируют наши коллеги. Если мы хотим привлекать лучших студентов, то нужно много работать. Абитуриенты сегодня ориентируются не только на общеуниверситетский рейтинг, но и на предметные.

За достаточно короткий срок КФУ преодолел путь от хорошего регионального университета с громкой историей до признанного международного научного центра. Мы уверены, что признание Казанского университета на международном уровне как одного из центров развития еще и в областях «Бизнес и экономика» и «Социальные науки» — это только одна из наших побед. Будут и другие…

 

2018 год

  • Подготовка учительских кадров останется в фокусе пристального внимания, так как в функции КФУ как федерального вуза входит, по сути, обеспечение квалифицированными учителями всего Поволжья. Также возлагаются надежды на исследования КФУ в области новых образовательных технологий, разрабатываемых в рамках САЕ «Учитель XXI века» и уже внедряемых как на площадках трансфера – собственных лицеях КФУ, так и в самом университете.
  • Помимо двух основных функций университета – образование и наука – выходит на первый план и новая функция: консультативные, консалтинговые услуги, которые станут показателем востребованности университета хоть в медицине, хоть в педагогике. Поэтому важно объединяться и создавать совместные проекты: медицины и психологии, экономистов и учителей.
  • Уверен, что уникальные условия для междисциплинарного взаимодействия и интеграции представителей самых разных наук в рамках одной административной, финансовой, лабораторной, ресурсной системы единого университета открывают реальные возможности для прорывных исследований, для более глубокого познания интеллектуальных, психических, физических и других особенностей развития детей, что особенно важно в условиях быстро меняющегося мира.
  • Можно много говорить  о том, что «учитель  — это звучит гордо», что это самая нужная в нашей жизни профессия. Когда меня спрашивают, какие профессии будут востребованы в будущем, я отвечаю, что  самой нужной всегда была и будет профессия учителя. Именно вы в будущем день за днем поможете нашим детям и внукам открывать в себе новые грани, кирпич за кирпичиком выстраивать прочный фундамент, состоящий из веры, старания и самого ценного, что только сможете им дать – знаний.

 

2019 год

  • То, что мы вошли в «сотню» лучших вузов мира в предметной области «Образование», для нас это особенно важно, потому что именно за подготовку учительских кадров нас больше всего критиковали. 94 строчка в рейтинге говорит о том, что наша стратегия была правильной.
  • Очень серьезная конкуренция: чем ближе идешь к финишу, тем сложнее. В десятку лучших спортсменов мира можно попасть, но удержаться на первом месте удается не каждому. Идет жесткая борьба, попытки испортить репутацию вуза, вы знаете, какое было давление, поскольку мы одновременно формировались как учебное заведение и существовали разные силы внутри и вне университета, которые нас критиковали еще года полтора-два назад.

 

2020 год

  • У современного общества есть запрос на подготовку учительских кадров, которые смогут формировать у учащихся функциональную грамотность — способность использовать полученные знания для решения жизненных задач в различных сферах деятельности и социальных отношений.
  • В Институте психологии и образования делается все, чтобы переход из университета в школу осуществлялся за достаточно короткое время. Учась на старших курсах, студенты должны быть уже адаптированы к работе с будущими нашими абитуриентами и транслировать на школьные платформы новые полученные знания и современные методики.
  • Это первая конференция такого рода и масштаба, которая была проведена в Российской Федерации. Мы проделали колоссальную работу, и результаты оказались самыми положительными. Сегодня в работе форума IFTE принимали участие около 900 ученых из 275 университетов России и мира, насчитывалось более 32 000 входов, что невозможно организовать в оффлайн-формате. Думаю, что после окончания пандемии мы будем продолжать проводить часть подобных мероприятий в режиме онлайн.
  • Вынужденный переход на дистанционное обучение уже показал, что большая часть преподавателей оказалась к этому готова. Многие имели свои собственные наработки, многие освоили программы за достаточно короткое время, и основной контингент учащихся оценил положительно организацию образовательного процесса в онлайн-формате. Все это говорит о том, что мы неплохо подготовились.
  • Онлайн-обучение станет сопутствующим пакетом программ для более глубокого изучения. Также оно позволит сэкономить ресурсы преподавателям для исследовательской деятельности, а учащимся поможет выбрать индивидуальную траекторию. Наши студенты должны иметь возможность выбирать со второго, третьего курса другие специальности, другие направления. Без наличия онлайн-обучения говорить об индивидуализации программ  подготовки не приходится», — поделился с журналистами своим видением ректор КФУ.

 

2021 год

  • Сегодня по заказу республики мы готовим специалистов в разных предметных областях. Задача поставлена так, чтобы они равнозначно хорошо могли вести предметы, например физику или математику на татарском и русском языках. Желательно еще и на английском.
  • В современных условиях мы как никогда понимаем значимость человеческого общения, обмена мнениями, поддержки, которую ученые разных стран могут и должны оказать друг другу в поисках лучших практик подготовки учителей. Поэтому одной из задач ведущих университетов, имеющих все необходимые ресурсы, является организация и развитие таких крупных научных площадок.
  • Представители педагогической науки КФУ внесли весомый вклад в развитие вуза, создав новую университетскую модель педагогического образования. Сегодня она эффективна, востребована, экономически устойчива и признаваема как российскими, так и зарубежными учеными. Показательно, что ряд из них включают кейс КФУ в число лучших современных мировых практик в области подготовки учителей.